Конспект лекций “Эксплуатационные свойства автомобиля”. Лекция 2

Критические показатели по скольжению


Рассмотрим схему движения АТС на вираже. Для нахождения критических параметров устойчивости удобно воспользоваться принципом Деламбера, т.е. рассматривать условия равновесия АТС с учетом силы инерции Рclip_image288[11], приложенной в центре масс. Поскольку рассматривается движение по дороге с поперечным уклоном, то сила тяжести имеет составляющую Gclip_image010[54]sinclip_image382, направленную противоположно составляющей Рclip_image288[12]cosclip_image382[1].

Условия, при которых возникает боковое скольжение, можно найти, воспользовавшись уравнением равновесия поперечных сил и реакций дороги:

Рclip_image288[13]cosclip_image382[2]- Gclip_image010[55]sinclip_image382[3]= clip_image384 , (4.1)

где: clip_image386Rclip_image388= clip_image386[1]Rclip_image390+clip_image386[2]Rclip_image392.

При боковом скольжении колес:

Rclip_image394= Rclip_image396clip_image398; Rclip_image400= Rclip_image402clip_image398[1]; Rclip_image405=Rclip_image407clip_image398[2]; Rclip_image410=Rclip_image412clip_image398[3],

Приближенно: clip_image386[3]Rclip_image388[1]= (Rclip_image008[4]+ Rclip_image019[4])clip_image398[4] = (Gclip_image010[56]cosclip_image382[4]+ Рclip_image288[14]sinclip_image382[5])clip_image398[5], (4.2)

Таким образом: Рclip_image288[15]cosclip_image382[6]- Gclip_image010[57]sinclip_image382[7] = (Gclip_image010[58]cosclip_image382[8]+ Рclip_image288[16]sinclip_image382[9])clip_image398[6], (4.3)

Учитывая, что Рclip_image288[17]= mclip_image010[59]Vclip_image035[32]/R получим выражение для критической скорости по боовому скольжению:

clip_image416=clip_image418, (4.4)

При движении по горизонтальной дороге:

clip_image371[2]=clip_image420, (4.5)

Критические скорости по скольжению переднего и заднего мостов в общем случае отличаются. Приближенно можно считать их равными в том случае, если к-ты динамического изменения нормальных реакций переднего и заднего мостов равны, а к-ты сцепления колес с дорогой для обеих мостов также одинаковы.

Если Рclip_image288[18]cosclip_image382[10]clip_image057[6] Gclip_image010[60]sinclip_image382[11] , то направление боковых реакций clip_image386[4]Rclip_image388[2] меняется и опасность бокового скольжения в этом случае тем больше, чем меньше скорость и больше угол косогора. Наименьшее значение угла clip_image382[12], соответствующего возникновению бокового скольжения при отсутствии скорости называют критическим углом косогора по скольжению. Из начального условия имеем при Рclip_image288[19]= 0: clip_image367[1]= arctg clip_image398[7], (4.6)

Наибольшее влияние на критические по боковому скольжению скорости оказывают продольные реакции, возникающие в тяговом режиме на ведущих колесах или в процессе торможения. При действии значительных тяговых или тормозных сил существенно снижается способность колес сопротивляться боковому скольжению и, кроме того, возникает существенное перераспределение нормальных реакций, влиянием которого на критические скорости по боковому скольжению пренебрегать нельзя.

Вы здесь: Главная Транспорт Конспект лекций “Эксплуатационные свойства автомобиля”. Лекция 2