Конспект лекций “Эксплуатационные свойства автомобиля”. Лекция 2

Силы, действующие на автомобиль при повороте

Движение автомобиля при его повороте сопровождается изменением его положения относительно неподвижной системы координат. Это движение связано с изменением как кинематических, так и динамических (силовых) параметров движения. В целом движение на повороте может быть описано следующими характеристиками:

1) силы инерции, действующие на автомобиль при повороте Рclip_image284.

В общем случае силы инерции могут быть представлены в виде продольной составляющей Рclip_image286 и поперечной составляющей Рclip_image288 в системе координат связанной с автомобилем:

Рclip_image286[1]= mclip_image010[35](j — Vclip_image053[31]clip_image214[1]clip_image010[36]) и Рclip_image288[1]= mclip_image010[37]( Vclip_image214[2]clip_image010[38]+ dVclip_image053[32]/dt)

Причем, положительное направление Рclip_image286[2]противоположно направлению движения автомобиля, а положительное направление Рclip_image288[2]- направление от центра поворота.

При отсутствии увода и с учетом угла поворотаclip_image282[2], как основного задающего параметра эти силы могут быть представлены в следующем виде:

Рclip_image286[3]= mclip_image010[39](j — Vclip_image214[3]clip_image010[40]bclip_image290/L) и Рclip_image288[3]= mclip_image010[41]( Vclip_image214[4]clip_image010[42]+ Vbclip_image290[1]/L + jbclip_image290[2]/L )

При этом составляющая Рclip_image288[4]может быть представлена в виде трех слагаемых:

Рclip_image292clip_image288[5]= mclip_image010[43]Vclip_image214[5]clip_image010[44]= mclip_image010[45]Vclip_image035[16]/R — проекция центробежной силы на поперечную ось.

Рclip_image294clip_image288[6]= mclip_image010[46]Vbclip_image290[3]/L — сила, возникающая в результате изменения угла поворота управляемых колес и изменения улов увода. При отсутствии увода эта ситла положительна при входе в поворот и отрицательна при выходе. При больших углах увода эта сила может быть отрицательна при входе в поворот и положительна при выходе.

Рclip_image296clip_image288[7]= mclip_image010[47]jbclip_image290[4]/L — сила, возникающая в результате изменения скорости движения автомобиля на повороте. При отсутствии увода она положительна при ускоренном движении и отрицательна при замедленном. При небольших clip_image282[3] и больших угclip_image154[1]лах увода эта сила может быть положительной и в процессе замедления.

2) реакции дороги Rclip_image298 и Rclip_image300.

В общем случае: Rclip_image298[1]= (Рclip_image288[8]b + Jclip_image230[11]clip_image220[4])/Lи Rclip_image300[1]= (Рclip_image288[9]a — Jclip_image230[12]clip_image220[5])/L

где: Jclip_image230[13]- момент инерции автомобиля относительно вертикальной оси Z, проходящей через его центр масс.

Учитывая, что Jclip_image230[14]= mclip_image010[48]clip_image303, где: clip_image303[1]clip_image074[6]ab, подставляя выражения для Рclip_image288[10] и clip_image220[6]получим, без учета увода:

Rclip_image298[2]= mclip_image010[49]clip_image304(Vclip_image035[17]/R + Vclip_image282[4] + jclip_image282[5]) иRclip_image300[2]= mclip_image010[50]clip_image037[6]Vclip_image035[18]/R

Для установившегося кругового движения:Rclip_image298[3]= mclip_image010[51]clip_image304[1]Vclip_image035[19]/RиRclip_image300[3]= mclip_image010[52]clip_image037[7]Vclip_image035[20]/R.

Принято называть удельной боковой силой clip_image308 отношение боковой силы, действующей на оси, к нагрузке, приходящейся на колеса этой оси.

При установившемся круговом движении clip_image310=clip_image312. При неустановившемся движении clip_image313clip_image315clip_image312[1]. Так, при малых углах увода, при входе в поворот или ускоренном движении clip_image310[1]clip_image152[6]clip_image312[2], а при выходе из поворота или замедлении clip_image310[2]clip_image057[1]clip_image312[3].

С точки зрения обеспечения устойчивости движения более желательным является выполнение условия clip_image310[3]clip_image152[7]clip_image312[4].

3) продольные реакции Rclip_image128[1] и Rclip_image131[1].

Продольные реакции на ведомых колесах Rclip_image128[2] при криволинейном движении остаются практически такими же, как и при прямолинейном движении.

Для нахождения продольной реакции на ведущих колесах Rclip_image131[2]используют уравнение движения в направлении продольной оси, откуда:

Rclip_image131[3]= Рclip_image286[4]+ Rclip_image298[4]clip_image282[6] + Rclip_image128[3] + Pclip_image006[10]

Уравнение силового баланса при криволинейном движении можно записать так: Рclip_image240[1]= Pclip_image321+ Pclip_image323+ Рclip_image006[11]+ Рclip_image284[1]+ Рclip_image327+ Рclip_image329 ,

где:

Рclip_image327[1]- сила, возникающая в результате изменения кинетической энергии вращательного движения автомобиля. При входе в поворот и при разгоне кинетическая энергия вращательного движения автомобиля увеличивается за счет энергии, подводимой к ведущим колесам от двигателя, а при выходе из поворота и при снижении скорости энергия уменьшается, что приводит к снижению необходимой тяговой силы.

Рclip_image329[1]- сила сопротивления движению, возникающая в результате качения колес на повороте с уводом. Энергия, затрачиваемая на увод, теряется безвозвратно.

Рclip_image329[2]= Gclip_image010[53]clip_image035[21]clip_image332/Kclip_image334

где:Kclip_image334[1]=Kclip_image298[5]Kclip_image300[4]Lclip_image035[22]/( Kclip_image298[6]clip_image035[23]aclip_image035[24]+ Kclip_image300[5]clip_image035[25]bclip_image035[26]) – приведенный к-т сопротивления уводу всех колес автомобиля.

4) нормальные реакции Rclip_image230[15] на колесах автомобиля.

При криволинейном движении автомобиля нормальные реакции существенно отличаются от тех же реакций при прямолинейном движении. В результате действия инерционных сил и моментов в поперечной плоскости, нормальные реакции перераспределяются по бортам. В тех случаях, когда нужно найти реакции, действующие на каждом из колес, даже у двуосного автомобиля задача оказывается статически неопределимой и реакции могут быть найдены приближенно.

Вы здесь: Главная Транспорт Конспект лекций “Эксплуатационные свойства автомобиля”. Лекция 2