Социология коммуникаций — уровни коммуникаций — Критерии уровней коммуникации

Критерии уровней коммуникации


Начнем с общих характеристик коммуникативных средств. Что их объединяет? Общими для них являются важнейшие функции коммуникации — информационная — все эти средства способны сообщать информацию о предметах, их свойствах, явлениях, действиях и процессах; экспрессивная — все эти средства способны выражать не только смысловую, но и оценочную информацию о реалиях окружающей действительности, и прагматическая - все эти средства способны передавать коммуникативную установку, предписывающую определенное воздействие на коммуниканта и его адекватную реакцию в соответствии с социальной нормой речевого поведения.

Следовательно, в функциональном плане коммуникативные средства равноправны, хотя и не равноценны. Они могут различаться по своей функциональной нагрузке. Например, слово "черный" употребляется главным образом в информационной функции — сообщает смысловую информацию о цвете, но в высказываниях типа "и настал черный день" на первый план выступает его экспрессивная функция. Такие слова, как "необходимо", "следует", употребляются преимущественно в прагматической функции.

Функциональная общность коммуникативных средств позволяет рассматривать их в обобщенном плане, как знаки — материально-идеальные образования (имеющие форму и содержание), которые репрезентируют (представляют, обозначают) реалии окружающей действительности, оценивают их и предписывают мотивированность и социальные нормы общения.

Но в коммуникативных средствах наблюдаются и существенные различия. Прежде всего, коммуникативные средства различаются по своей природе. Различаются; а) вербальные, или словесные знаки — слова, словосочетания, которые образуют вербальные системы; б) невербальные знаки — жесты, мимика, особенности голоса, символы, которые образуют невербальные системы, и в) синтетические знаки — образы, которые соединяют в себе вербальные и невербальные знаки и образуют синтетические системы в определенных видах искусства.

Кроме того, коммуникативные средства различаются по

степени обобщенности передаваемой информации (смысловой и оценочной). Эта особенность является их существенной, неотъемлемой характеристикой и оказывает большое влияние на их выбор в конкретной коммуникативной ситуации. Механизм этого выбора, именно в плане различной степени обобщенности информации, совершенно не изучен. Возможно, он осуществляется интуитивно, так как возможности осознанного выбора разнородных коммуникативных средств при линейном развертывании естественной спонтанной речи ограничены.

Сравним характер смысловой информации о таких социально значимых свойствах, как "главный — неглавный", передаваемой различными коммуникативными средствами. В вербальной коммуникации информация об этих свойствах может быть выражена словами общелитературного языка — "главный -неглавный", "основной — второстепенный", "начальник -подчиненный", "господин — слуга", или словами, характерными для устной разговорной речи — "босс — клерк", или терминологическими словами — "доминанта — субдоминанта", "магистральный -- маргинальный'*, или словосочетаниями — "осуществляющий руководство -- выполняющий приказания" и т.п. Благодаря наличию синонимов и функционально-стилистическим особенностям словесные знаки способны передавать дифференцированную информацию, отражающую различные по социальной значимости признаки свойства "главный — неглавный". Терминологические знаки передают еще более дифференцированную информацию специализированного характера.

В невербальной коммуникации информация о "главном -неглавном" может быть выражена позами самопрезентации коммуникантов, формой рукопожатия при приветствии. Невербальные средства конкретизируют передаваемую информацию в плане ее социальной значимости, выделяя те или иные признаки социального статуса, коммуникативных ролей и ситуации.

В картине художник использует совокупность изобразительно-художественных средств (композицию, фон, перспективу, свет, тон и и др.), которые создают сложный знак — образ, ориентированный не на понятийное, а на ассоциативно-образное восприятие. Информация о "главном — неглавном" как бы синтезируется из многих деталей, выраженных различными средствами. Эксперименты по фиксации глаз человека, рассматривающего, например, портрет, показывают, что наш .таз "путешествует" по полотну, задерживаясь вначале на главном — глазах, губах, и затем переходит к деталям. По желанию, художник может придать детали свойство главного (за счет одеяния, позы, фона и др.), и тогда социальная значимость информации выступает на первый план. Эта потенциальная вариативность и скрытая динамичность изображения способствует передаче и восприятию информации в обобщенном виде — в виде образа, из которого индивид, при желании, может вычленить тот или иной признак главного — неглавного. Конечно, в различных направлениях и жанрах изобразительного искусства используются различные средства, образующие свои коммуникативные системы. В абстрактной живописи, например, информация передается в еще более обобщенных образах символического характера за счет конфигураций, красок и др. Интерпретация таких образов, восприятие информации о главном — неглавном носит избирательный характер и может не совпадать с замыслом художника.

В музыке, ориентированной на ассоциативно-образное восприятие, информация о главном — неглавном выражается так же совокупностью средств — компонентов структуры, характерной для определенного музыкального жанра, и разнообразных музыкальных средств — мелодии, ритма, гармонии, тембра и регистра и др., которые образуют сложный знак — музыкальный образ. Этот знак передает информацию на уровне генерализации — на уровне высшей степени обобщенности. Адекватному восприятию информации способствует тесная связь музыкального образа с тематическим материалом произведения. В крупных инструментальных произведениях выделяется тематический материал первостепенного и второстепенного значения — использование различных музыкальных средств позволяет выделить главную и побочную темы, основную и второстепенную партии, которые по замыслу автора могут иметь и социальную обусловленность.

Информация, передаваемая при помощи сценического или литературно-художественного образа, имеет так же обобщенный, в какой-то степени типизированный характер, который складывается из взаимодействия вербальных и невербальных средств коммуникации. Сравните типовую оппозицию признаков главного — неглавного, выраженную в образах старухи и старика из пушкинской сказки о золотой рыбке, или в образах Петруши Гринева и Савельича — персонажей повести "Капитанская дочка", или в образах Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова, изображенных И. Ильфом и Е. Петровым в романе "Двенадцать стульев".

Абстрагируясь от природных различий коммуникативных средств, можно утверждать, что все они являются знаками, поскольку выполняют информационную, экспрессивную и прагматическую функции, и на этом основании могут рассматриваться как элементы коммуникативной системы наиболее обобщающего уровня — интегративного. Выделение такой системы имеет гносеологическую и методологическую целесообразность, так как позволяет выявлять общие закономерности коммуникации в одном или нескольких ареалах, в различных средах окружающего мира, а также сопоставлять разнородные системы в плане их информационной самодостаточности и избыточности, в плане их функционального взаимодействия и воздействия на коммуникантов.

О приведенных примерах можно сказать, что, несмотря на общность функций, коммуникативные средства реализуют их по-разному: знаки — через интеграцию (информационных признаков), образы — через синтезирование признаков (в типическом или генерализованном виде), слова и словосочетания — через дифференциацию, жесты — через конкретизацию, термины — через специализацию. Такое уровневое представление коммуникативных .средств обусловлено их свойством передавать информацию с различной степенью обобщенности. Это свойство является существенной и неотъемлемой характеристикой коммуникации вообще и социальной коммуникации, в частности. Поэтому оно рассматривается как социальная характеристика коммуникации. В отличие от уровневой организации языка, построенной на принципе строгой иерархии языковых единиц (фонем, морфем, лексем и др.), коммуникативные уровни не предполагают последовательного включения друг в друга и свободно взаимодействуют.

Однородные коммуникативные средства образуют свои коммуникативные системы и являются предметом исследования различных наук. Знаки изучаются семиотикой, образы — искусствоведением и литературоведением, слова и словосочетания — лингвистикой, жесты, мимика и другие невербальные средства — паралингвистикой, термины — металингвистикой. В целях терминологической преемственности уровни коммуникативных систем можно определить как семиотический, синтетический, лингвистический, паралингвистический и металингвистический. Пояснения требует термин "синтетический". Образ в изобразительном, музыкальном, художественно-литературном искусствах создается из совокупности разнородных коммуникативных и художественных средств и является по своей природе как бы синтезированным сложным знаком; недаром некоторые виды искусства, например, кино, театр, иногда называют синтетическими.

Итак, рассмотрение коммуникации еще в одном ракурсе позволило установить ее уровневую стратификацию, которая нуждается в уточнении социологического аспекта проблемы.

Вы здесь: Главная Социология Социология коммуникаций — уровни коммуникаций