Экономическая социология — монетарное поведение — Три аспекта предпочтения ликвидности

Дж. Кейнс выделяет три аспекта предпочтения ликвидности, которые он связывает с тремя видами мотивов:

· трансакционным мотивом (мотивом обращения) — потребностью в наличных деньгах для текущих сделок потребительского и производственного характера;

· мотивом предосторожности — желанием обеспечить в будущем возможность распоряжаться определенной частью ресурсов в форме денежной наличности;

· спекулятивным мотивом — намерением приберечь некоторый резерв, чтобы с выгодой воспользоваться лучшим по сравнению с рынком знанием того, что приносит будущее.

В целом можно констатировать, что, во-первых, степень предпочтения ликвидности весьма дифференцирована. Во-вторых, структура сбережений, отражающая эту дифференциацию, меняется в зависимости от дохода, стандарта потребления, уровня тех или иных социальных и экономических притязаний и т.п. В свою очередь, сами эти характеристики изменяются в зависимости от времени и ситуации, тем самым, изменяя структуру сбережений, а также степень предпочтения ликвидности. Но в то же время существует некий идеальный график резервирования денежных средств, который соответствует конкретной системе социальных и потребительских приоритетов, отражающих определенный образ жизни, возникающих и исчезающих в соответствии с конкретными фазами жизненного цикла человека. В этой связи можно говорить о том, что способность распоряжаться деньгами и структура распределения денежных ресурсов существенным образом отличаются у различных категорий.

Следует также выделить два важных аспекта рациональных моделей монетарного поведения.

Первый аспект касается свободы выбора и принятия решений. Деньги являются абсолютно ликвидной формой экономического обмена, что позволяет использовать их в широчайшем диапазоне альтернатив. В связи с этим экономические действия, связанные с использованием денег, варьируются относительно: временного лага совершения денежных операций; конкретного содержания обменных сделок, выбора экономических партнеров и т.п. Таким образом, деньги как универсальный инструмент обмена обладают высокой степенью эластичности и приспособляемости к разнообразным экономическим операциям и действиям, связанным с реализацией, как многообразных форм обмена, так и различных форм производства и изготовления вещей.

Другой аспект рациональных моделей монетарного поведения раскрывается в информационной функции денег, с помощью которой обеспечивается адаптация хозяйственных планов взаимодействующих субъектов по отношению друг к другу. Любой денежный обмен это есть и обмен информацией о намерениях и действиях экономических субъектов, посредством которого становится возможной синхронизация их поведения. Это в конечном итоге позволяет рационализировать, количественно оценивать будущие возможности экономических агентов рыночных отношений (как партнеров, контрагентов, так и конкурентов).

Вы здесь: Главная Социология Экономическая социология — монетарное поведение