Экономическая социология — производственное и трудовое поведение — Классификация благ

В целом же процесс потребления не ограничивается благами, которые являются личной собственностью субъекта и получены им в результате «трансформации» денежного дохода. Хотя доход в различных его формах (прежде всего в форме заработной платы) является основным фактором семейного и индивидуального благосостояния, существуют и другие обеспечивающие его источники, связанные как с механизмами распределения, которые (через товарно-денежные отношения или через патерналистские дистрибутивные институты) открывают доступ потребителей к различным благам, так и со структурой благ, которыми располагает общество. В частности, можно выделить несколько групп (идеальных типов) благ, точнее объектов человеческих потребностей, различающихся по способу распределения и присвоения их полезных свойств[30]:

1) частные товары, являющиеся объектом только индивидуальных потребностей;

2) совместные товары, являющиеся платным объектом индивидуальных потребностей;

3) общедоступные товары, являющиеся объектом неограниченного доступа для удовлетворения индивидуальных потребностей;

4) коллективные товары, являющиеся объектом совместного потребления.

Эта дифференциация не абсолютна, тем не менее, она дает определенное представление об имеющихся тенденциях диверсификации процесса потребления. Приведем более развернутую классификацию благ.

Частные индивидуальные блага, находящиеся в собственности индивидуальных потребителей и недоступные другим. Эти объекты человеческих потребностей входят в закрытый «имущественный фонд», который разделяется на переменную и постоянную части. К первой относятся блага моментального, краткосрочного и среднесрочного потребления, ко второй — блага долгосрочного потребления.

Частные семейные блага, находящиеся в семейной собственности. Они имеют такую же структуру, но их внутрисемейное распределение предполагает различные формы доступа, которые определяются ролью, функцией и образом жизни тех или иных членов семьи.

Корпоративные блага, которые находятся в пользовании только определенной группы людей, имеющих преимущественное право доступа к ним при дискриминации других категорий потребителей.

Коммунальные блага, которые находятся в пользовании тех или иных потребительских общин, проживающих или находящихся на определенной территории. К их числу относятся платные и бесплатные блага, использование которых предполагает равный и очередный доступ всем, кто в них нуждается.

Квазиобщественные блага, доступ к которым обеспечивается всем потребителям при постепенном сужении этих возможностей за счет развития экономических механизмов возмездного пользования.

Общественные блага, потребляемые по мере надобности всеми пользователями, проживающими на данной территории и распределяемые между ними безвозмездным или возмездным (платным) образом.

Дотационные блага, получаемые за счет общественных фондов распределения и других резервно-страховых фондов, формирующихся в государственном и частном секторах. Основную их часть составляют товарные ресурсы, средства резервного и патерналистского обеспечения нетрудоспособных и недееспособных групп населения.

Универсальные блага, являющиеся достоянием всех без исключения.

Известно, что система человеческих потребностей иерархизирована, и это определяет степень значимости и баланс (пропорции) тех элементов, которые должны входить в структуру потребления. Но естественно, что реализация основных потребительских функций во многом зависит от экономических возможностей конкретных потребительских ячеек. При этом баланс потребления последних является лишь относительно стабильным и может изменяется за счет уменьшения доли одних благ и увеличения доли других. Существует множество факторов, обусловливающих смещение пропорций потребления. Среди них: повышение уровня благосостояния, культурного статуса людей, возрастание степени рациональности потребительского поведения, развитие различных механизмов социальной защиты и ограничения максимизационного эгоизма элитарных групп и т.д.

Кроме того, следует различать относительно устойчивые модели потребления, характеризующие отдельные потребительские ячейки в целом и зависящие от уровня дохода, который существенно лимитирует структуру потребительских приоритетов, а также специфические относительно самостоятельные модели потребления, функционально соответствующие различным жизненным циклам членов потребительских ячеек и отражающие специфику социального воспроизводства различных половозрастных групп.

Исходный баланс потребления детерминируется тремя факторами: уровнем дохода, стандартом потребления и степенью компетентности субъектов калькулировать свои действия, не выходя за пределы тех ресурсов, которыми они обладают.

Говоря о доходе, мы имеем в виду тот объем регулярно поступающих средств, который обеспечивает определенный уровень и качество жизни. Причем персональный доход, получаемый за счет личных усилий членов потребительской ячейки, жестко не предопределяет всех возможных вариантов потребления. На наш взгляд, это объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, даже при относительно низком доходе, путем рационального ограничения и распределения потребительских приоритетов можно добиться приемлемого уровня жизни. Во-вторых, появляющиеся возможности натурального обеспечения дополняют потребительский бюджет и расширяют диапазон потребительского выбора. В-третьих, существуют институты социального обеспечения, которые осуществляют дотацию фондов потребления тех домашних хозяйств, где уровень доходов падает ниже прожиточного минимума. В-четвертых, в гораздо большей степени, чем представляется, на потребительские предпочтения воздействует не состояние реальной нужды индивидов, а их ориентация на определенные социальные стандарты потребления (моду). Причем чем выше доход, тем сильнее эта ориентация.

Следует отметить, что рост доходов может способствовать достижению такого предела, когда они начинают накапливаться, порождая следующие тенденции. Первая тенденция — престижное (избыточное, демонстративное[31]) потребление, вторая — капитализация доходов и различных активов, которые обеспечивают доход, то есть их перевод в инвестиции. В ряде случаев фонд благ престижного потребления, находящийся в собственности домашних хозяйств, превращается в «резервуар редкостей». Он обладает, помимо потребительских, дополнительными экономическими ценностями. В конечном итоге круг замыкается, когда предметы роскоши в процессе накопления превращаются в специфический инвестиционный ресурс[32]. Они повышают свою ценность и могут быть источником прибыли.

Другая крайняя граница потребления располагается ниже прожиточного и даже физиологического минимума. В этой зоне потребления концентрируются потребительские ячейки и индивиды, которые по различным причинам не имеют возможности обеспечить себе приемлемый уровень жизни. С одной стороны, это физически нетрудоспособные лица, которые в большинстве случаев находятся на балансе трудоспособных членов своих семей, государства или других институтов социально-экономической опеки. С другой стороны, — это различного вида девианты. В их состав входят представители различных категорий, оказавшихся на «пороговом» уровне существования. Эта прослойка не обладает устойчивой адаптивностью к нормальному человеческому поведению. Она составляет асоциальный пласт, находящийся между социальным и животным существованием и, колеблясь по численности и составу, наполняет «отстойники» любых социальных систем. Источники существования и особенности потребления этой категории аутсайдеров можно отнести к неэкономическим, поскольку они, как правило, не связаны с общественно-полезной деятельностью.

К сожалению, никакое современное общество не может обеспечить необходимых условий, до минимума ограничивающих случаи социальной деградации части своих членов, прежде всего потому, что не обладает универсальными механизмами контроля и регуляции их поведения в рамках цивилизованных норм, правил и принятых социальных стандартов. Практики же тотального контроля, регламентации человеческого поведения и установления норм потребления в соответствии с различными идеологическими принципами социальной справедливости демонстрировали многочисленные факты массовой уравниловки, ограничивающей большинство людей рамками «дозволенного потребления». Последнее, с одной стороны, лимитировалось искусственными критериями «справедливого распределения», спущенными сверху, с другой — объективно ограничивалось отсутствием необходимых ресурсов. Известно также, что в экономиках централизованного типа при строгих лимитах и «социальной дисциплине» потребления большинства людей, не исключались, а напротив, процветали «закрытые» анклавы потребления[33]. Например, на верхних этажах этой системы избыточная роскошь стоящих у власти, тщательно скрывавшаяся от посторонних глаз, часто превышала по своим объемам возможности нуворишей капиталистического мира.

В общем же случае человек, которому предоставляются возможности достижения определенного уровня благосостояния в рамках конкретных альтернатив и гарантий, вправе самостоятельно выбирать и конструировать приемлемый для него образ жизни, ориентируясь на различные стандарты и используя соответствующие средства для их объективизации. Реализуя свой жизненный путь и достигая или не достигая определенных результатов, каждый человек несет за это ответственность перед собой, окружающими и другими поколениями. Не вдаваясь в анализ причин и факторов жизненного успеха или неуспеха, отметим лишь некоторые из них. Это стратификационные барьеры, стартовые условия жизни, личностные способности, ценностные установки и др.

Выделенные нами специфические зоны престижного и девиантного потребления не являются типичными. Они характеризуют верхний и нижний полюса благосостояния, между которыми находятся более «репрезентативные» социальные группы, демонстрирующие среднестатистический уровень жизни или близкий к нему. Эти группы, несмотря на то, что каждая из них в отдельно взятых странах отличается по уровню доходов, имеют примерно одинаковые алгоритмы потребительского поведения и относительно единообразные способы его обеспечения.

Вы здесь: Главная Социология Экономическая социология — производственное и трудовое поведение