Экономическая социология — производственное и трудовое поведение — Инновационный эффект предпринимательского поведения

На наш взгляд, инновационный эффект предпринимательского поведения складывается как минимум из трех составляющих.

1. Уникальных личностных качеств и способностей отдельных индивидов.

2. Рыночной среды, насыщенной огромным разнообразием потенциальных и реальных комбинаций, являющихся многоальтернативным полем предпринимательского выбора.

3. Предпринимательской культуры, включающей в себя определенный набор инструментальных и терминальных ценностей, стандартов и образцов поведения, которые инициируют венчурный модус социальных действий различных рыночных агентов. Данный тип культуры воспроизводит массовые модели экономического поведения множества субъектов, вне зависимости от того, какой результат достигается ими в финале. Он, в свою очередь, может коррелироваться в своем положительном значении с огромным числом факторов, от наличия уникальных способностей до непредсказуемого случайного везения.

Наличие этих трех составляющих создает необходимые предпосылки того, что социально-экономическая матрица массовых человеческих действий, ориентированных на предпринимательский успех, в различных комбинациях и сочетаниях постоянно возобновляется. Причем постоянный риск неудачи, которая является уделом значительного большинства, компенсируется перманентно появляющимися примерами уникальных результатов и достижений. Последние, в свою очередь, стимулируют экономическую активность все новых и новых поколений, а также инициативу многих, не потерявших надежду, неудачников и банкротов (Й. Шумпетер). Очевидно, что так называемая предпринимательская функция объективируется только в случае соединения конкретных субъектов с теми возможностями и ресурсами, которые они находят, интегрируют и запускают в оборот в определенной, ограниченной рамками конкретного времени и пространства, конъюнктурной ситуации. Причем не важно, какие причины способствуют интеграции редких ресурсов, находящихся под контролем многих пользователей, — личные качества отдельного лица, ориентированного на экономический успех, или различные, в том числе случайные, обстоятельства.

Следует отметить, что предпринимательская функция — не однородное явление. В процессе реализации она дифференцируется на ряд подфункций, которые в разнообразных вариациях и сочетаниях включаются в целостный акт предпринимательского поведения. Причем некоторые из подфункций являются специализированным, базовым ядром предпринимательского поведения. Эти подфункции в процессе организации предпринимательской деятельности могут быть распределены между многими индивидами различной специализации или интегрированы в одном лице. Как мы уже говорили, здесь имеет место множество вариантов и комбинаций. Все зависит от следующих обстоятельств: специфики ресурса или группы ресурсов, запускаемых в оборот, их количества, меры контроля над ними и выгоды от их оборота, конкретной рыночной ситуации, в которой они функционируют, субъектов, которые имеют к ним доступ, форм технической и экономической организации, в системе которой эти ресурсы интегрированы и т.п.

Анализ различных источников позволяет в структуре предпринимательского поведения выделить целый ряд относительно самостоятельных подфункций, которые определяют его специализацию или являются необходимым вспомогательным элементом его реализации. Перечислим некоторые из них:

· перманентный поиск редких экономических ресурсов;

· изобретение новых экономических ресурсов;

· накопление и концентрация редких ресурсов в собственности отдельных агентов рыночного процесса с целью их последующего запуска в предпринимательский оборот;

· формирование благоприятной рыночной конъюнктуры на основе создания оптимальных комбинаций имеющихся ресурсов;

· оперативный поиск конъюнктурной информации с целью выбора тех секторов рынка, где наиболее вероятен успех производства, внедрения и сбыта инновационного продукта;

· защита конфиденциальной информации и других экономических преимуществ от посягательства конкурентов;

· минимизация конкурентных воздействий всех прочих агентов рыночного процесса, преследующих аналогичные цели;

· защита номинального и реального права собственности на результаты предпринимательского успеха;

· обеспечение стабильности и выживания предпринимательских ячеек и структур, особенно в различных экстремальных условиях и ситуациях;

· консервация, трансляция в будущее, передача новым поколениям предпринимательской культуры, опыта и традиций.

Вы здесь: Главная Социология Экономическая социология — производственное и трудовое поведение