Экономическая социология — обмен, дистрибутивное поведение — Функции коммерческого поведения

Опираясь на вышеизложенное, можно выделить ряд функций коммерческого поведения, включенного в процесс обмена экономическими ценностями. Наиболее важными из них являются:

· обеспечение поиска, координации и коммуникации производителей и потребителей, а также включение новых благ и услуг в рыночный оборот (коммуникативно-поисковая функция);

· установление необходимых пропорций производства и потребления путем распределения ценовой информации между производителями и потребителями благ (регулятивно-информационная функция);

· формирование инфраструктуры рыночного обмена, его специализации и сегментации (конструктивная функция);

· стимулирование производства и потребления различных благ и услуг на основе предоставления конкретной ценовой информации об относительной редкости этих благ в различных местах (стимулирующая функция);

· экономия средств и ресурсов производителей и потребителей в процессе взаимоприспособления их экономических интересов (посредническо-спекулятивная функция);

· обеспечение сохранения потребительских свойств экономических ресурсов в процессе их передачи (распределения) от производителей к потребителям (консервационная функция);

· осуществление передачи прав собственности на те или иные блага в процессе их перемещения по каналам рынка от одних пользователей (собственников) к другим (распределительная функция);

· предоставление гарантий и страхование рисков в процессе движения товаров (защитно-страховая функция).

Очевидно, что эти функции коммерческого поведения достигают своего максимума только в очень развитом насыщенном рынке благ и услуг, то есть в тех условиях, когда продавец находится в жесткой зависимости от покупателя. Ответственность продавца за качество товара в значительной степени зависит от претензий (предпочтений) покупателя, которые повышаются в условиях насыщенного рынка (здесь действует принцип «покупатель всегда прав») и понижаются в условиях дефицита (здесь действует принцип «продавец всегда прав»).

Из природы товарного обмена, направленного на получение выгоды от оборота благ, вытекает следующая формула коммерческого поведения: чем меньше контроля над продавцом, тем больше возможностей для минимизации им своих издержек и максимизации выгод и, наоборот. Это означает, что мораль продавца и его ответственность по отношению к покупателю прямо пропорциональны жесткости тех ограничений, которые он встречает на рынке. Например, в условиях товарной монополии и дефицита мораль и мотивация продавца (в том числе и тогда, когда продавцом выступает государство) определяются только рамками коммерческой сделки. За ее пределами, когда товар переходит в собственность покупателя, коммерсант, как правило, не несет или стремится не нести ответственности за кондиции проданного. Тем более, когда товары пользуются повышенным спросом, а конкуренция, то есть возможность найти другого продавца, отсутствует.

Вы здесь: Главная Социология Экономическая социология — обмен, дистрибутивное поведение