Содержание и методика педагогической деятельности

Особенности перевоспитания осужденных женщин

Характеристика осужденных женщин: социально-демографическая: растет число несовершеннолетних преступниц, значительная часть от 19 до 30 лет; часть из них состояла или состоит в браке (сохранение семьи для осужденной женщины менее вероятно), среди них: осужденные, у которых сохранились семьи; осужденные, у которых семья распалась; не состоявшие в браке, но имеющие детей; лишенные родительских прав; родившие детей в местах лишения свободы; вступившие в брак во время отбывания наказания; большое число осужденных, не имеющих постоянного места жительства; не занятые общественно полезной деятельностью и пр.

Уголовно-правовая характеристика: широкий спектр правонарушений — от убийств, грабежей до мошенничества и т.п.

В зависимости от позиции женщины, ее индивидуальных особенностей, влияния на нее пребывания в местах лишения свободы, самого исправительного учреждения и окружающих ее осужденных людей нередко происходит деградация личности.

Перевоспитательная деятельность должна учитывать весь комплекс своеобразия женщин: физиологических, социально-демографических, уголовно-правовых факторов, а также влияния на нее процесса исполнения наказания. Здесь играют роль возраст, наличие семьи, родственников и их отношение к осужденной, характер преступления, отношение к наказанию и воспитателям. Пребывание в месте осуждения может привести к процессу деградации или сохранению человеческого достоинства и др.

Особенности перевоспитания лиц с аномалиями в психике

Лица с отклонениями в психике — это особая категория осужденных. К ним относятся Люди: перенесшие травматические поражения головного мозга; имеющие отклонения в психическом развитии, связанными с истерическими и психопатическими явлениями. Они правоспособны и вменяемы, сохраняют социальные связи и в подавляющем большинстве случаев трудоспособны. Психические аномалии у осужденных в условиях изоляции могут усиливаться, что приводит к обострению их агрессивности; имеющие ограничения в тех или иных видах деятельности; часть лиц находится в определенной психологической изоляции, испытывает недоброжелательное отношение, насмешки, а порой и издевательства со стороны других осужденных.

В воспитательной работе с осужденными, имеющими аномалии в психике важно: знать характер психической аномалии человека и возникающие в связи с ней социальные проблемы, рекомендации медицины в работе с ним; оградить его по возможности от негативного влияния других осужденных; стремиться привлечь его к той деятельности, которая наиболее посильна и может быть реализована в условиях колонии; обеспечивать периодическое медицинское освидетельствование, при необходимости специальное лечение.

Встречаются случаи, когда вполне здоровый человек симулирует психическую невменяемость с целью побуждения пересмотра результата осуждения или хотя бы получения поблажек. Выявление таких лиц — задача сотрудников и работников медицинских органов.

Особенности перевоспитания верующих

В места лишения свободы приходит определенная часть людей верующих. С другой стороны, некоторая часть отбывающих наказание под воздействием факторов окружающей среды приобщается к религии. Особенно характерно это для ряда исправительных колоний, которые поддерживают связи с религиозными конфессиями по месту их размещения. Этому способствуют также активные посещения колоний священнослужителями, их беседы с осужденными, проведение религиозных служб.

В работе с данной категорией людей важно предоставить им возможность для выполнения религиозных обрядов. В этом проявляется индивидуальное право гражданина. Активное использование возможностей религиозной службы, общения со священнослужителями могут способствовать решению проблемы перевоспитания осужденных.

Имеют место случаи, когда бывший осужденный после выхода из колонии, оказываясь в сложной ситуации, обращается к церкви, где находит приют и возможность временной адаптации. Это также имеет позитивное значение для реализации результата его перевоспитания. Данный факт важен еще и потому, что в настоящее время явно недостаточно ни государственных, ни общественных учреждений, которые бы помогли человеку после отбывания наказания в адаптации по месту жительства.

Таковы наиболее важные образовательно-воспитательные проблемы работы в пенитенциарных учреждениях, которые необходимо учитывать администрации и воспитателям.

Вы здесь: Главная Социальная работа Содержание и методика педагогической деятельности