Медико-социальная реабилитация: Лекция 3 — Формы и методы медико-социальной реабилитации пожилых людей

Формы и методы медико-социальной реабилитации пожилых людей

Социальная реабилитация граждан старших возрастов в домах-интернатах получает особый ракурс. Она имеет свое­образие и отличие от сложившегося представления о со­циальной реабилитации. Это своеобразие объясняется ря­дом обстоятельств.

1. Характеристика лиц старших возрастов, находящихся в домах-интернатах:

• преобладание граждан преклонного возраста (56,9%).

• тяжелое состояние здоровья (в среднем у каждого проживающего выявлено более 7 болезней);

• ограниченная способность к самообслуживанию (недееспособные и частично себя обслуживающие);

• ограниченная способность к передвижению;

• изменение психики, проявляющиеся в нарушениях памяти, в расстройствах внимания (отвлекаемость, неустойчивость), в замедлении темпа мысли­тельных процессов, в нарушениях эмоциональной сферы, в снижении способности к хронологической и пространствен­ной ориентировке, в нарушениях моторики;

• изменения личности, характерные для преклонного возраста; выявлены полярные, контрастирующие черты.

2. Характеристика среды, условий проживания в домах-интернатах. Даже в высоко организованных учреждениях не удается избежать особенностей среды:

· ограниченные возможности занятости;

· монотонный образ жизни;

· ограниченность жизненного пространства;

· недостаток бытового комфорта;

· психологическая несовместимость проживающих;

· зависимость от окружающих;

· формальное отношение персонала.

Обе группы обстоятельств отражают особенности медико-со­циальной реабилитации лиц преклонного возраста в домах-интернатах.

Одна из ведущих проблем в создании реабилитационной среды в домах-интернатах — организация соци­ально-психологической адаптации пожилых и старых лю­дей как специфический этап социальной реабилитации. Переезд в дом-интернат ведет к резкому изменению привычных способов адаптации, что наряду с социальной изоляцией увеличивает риск возникновения сердечно-сосу­дистых заболеваний и даже смертельных исходов у пожи­лых людей.

Начальный период проживания пожилых людей в доме-интернате состоит из трех основных этапов:

- поступление и пребывание в приемно-карантинном отделении,

- расселение на постоянное место жительства,

- период первых шести месяцев проживания.

Каждый из этих этапов характеризуется своими осо­бенностями и различается целями и задачами в осуществ­лении социально-психологической адаптации.

Выделены 3 категории причин поступления пожилых людей в дом-интернат:

• поступление связано с состоянием здоровья;

• поступление связано с конфликтной ситуацией в се­мье;

• поступление связано с желанием сохранить незави­симость от ближайшего родственного окружения.

Важную роль для последующей социально-психологи­ческой адаптации пожилых людей в домах-интернатах иг­рает информация об этих учреждениях.

Первые 3— 4 недели пребывания в доме-интернате, связанные с пере­водом на постоянное место жительства, наиболее трудные для пожилых людей. В этот период у 70% из них легко возникают простудные заболевания, обострения имеющей­ся хронической патологии. Эмоциональное состояние харак­теризуется появлением чувства безысходности происходя­щего.

Роль социального работника состоит в том, чтобы обес­печить адаптацию пожилого человека в новых условиях. Выяснение характерологических осо­бенностей пожилого человека, наклонностей и интересов, установок и привычек важно для создания микросоциальных групп. В этих обстоятельствах социальный работник, обладая определенными знаниями и практическим опытом, высту­пает и как социальный психолог, и как социальный педагог. При этом социальный работник осуществляет контакты с врачом и медицинским персоналом, используя данные из истории болезни, о прошлой жизни пожилого человека, знакомится и с состоянием его здоровья, его возможностя­ми к передвижению и степенью сохранности к самообслу­живанию.

Из приемно-карантинного отделения лица старших воз­растов должны попадать в спокойную, хорошо организо­ванную среду адаптационного воздействия, которая фор­мируется совместными усилиями специалистов:

· врача,

· медсестры этажа,

· трудинструктора,

· культработника,

· библиотекаря.

Через 6 месяцев пребывания в доме-интернате перед пожилыми людьми встает проблема окончательного реше­ния: проживать в доме-интернате постоянно или вернуть­ся к привычному окружению. Основные причины недовольства:

плохая орга­низация жизни в доме-интернате,

невозможность проведения пол­ноценного досуга,

невнимательное, фор­мальное отношение персонала,

неблагоприятный психо­логический климат.

Общение пожилых людей в доме-ин­тернате носит пассивный, ситуативный характер, круг об­щения пожилых людей ограничен персоналом и лицами, проживающими в доме-интернате.

На этом этапе важное значение приобретает так назы­ваемая терапия средой, которая достигаются органи­зацией комфортных бытовых условий, трудовой занятос­ти, содержательного досуга. Рационально организованная терапия средой способствует поддержанию психического тонуса, установлению и упрочнению межличностных отно­шений, наполнению жизни положительными эмоциями и осмысленным содержанием. Названный этап, как и последующий период жизни в доме-интернате пожилых людей, для социального работ­ника представляет широкое поле деятельности и ставит на разрешение совместно с психологом несколько задач:

· определение индивидуальных способов действий по разрешению конфликтных ситуаций;

· выработка индивидуальных психокоррекционных под­ходов;

· помощь в формировании нового жизненного стерео­типа;

· поддержание активных стратегий приспособления;

· формирование адекватных установок на среду;

· снятие негативных эмоциональных переживаний;

· формирование и вовлечение пожилых людей в раз­личные микросоциальные группы;

· групповая психокоррекционная работа.

Индивидуальная психотерапевтическая работа должна быть направлена на формирование нового жизненного сте­реотипа, изменение оценочных характеристик, снятие эмо­ционального напряжения. Число занятий определяется ин­дивидуально.

Групповая психокоррекционная работа должна прово­диться с использованием дискуссионных групп, групп об­щения, тренинга умений, релаксационных групп.

В работе с пожилыми людьми необходимо использо­вать все проводящиеся в интернате групповые занятия для формирования положительного эмоционального настроя. Особое место должно быть отведено индивидуальной программе социально-психологической адаптации пожило­го, проживающего в доме-интернате, которая включает следующие разделы:

· тип занятости,

· вид деятельности,

· длительность,

· ответственный за проведение,

· сроки действия,

· эффективность.

К типам занятости отно­сятся: трудовая занятость, общественная занятость, досуг, общение, самообслуживание. Важным разделом является эффективность, которая отражает варианты сохранности, реализации трудовых навыков, сохранении социальной ак­тивности и межличностных связей, сохранность познава­тельных интересов, бытовой независимости и др.

Важно учитывать, что в жиз­недеятельности человека есть два важных фактора, опре­деляющих социальную направленность, — это движение и деятельность. Цель организации занятости пожилых людей — вос­становить, оживить, стимулировать затухающую деятель­ность и движение, что будет способствовать насыщению жизни осмысленным содержанием и продлению самой жизни. Установлено, что психически и интеллек­туально активные люди, физически подвижные стареют гораздо медленнее. Происходит как бы обоюдный процесс: деятельность препятствует старению, а старение замедля­ется при наличии активного образа жизни.

В связи с этим при организации образа жизни, занято­сти пожилых людей в домах-интернатах целесообразно сме­стить акценты, рекомендовать терапию движением, трудо­вой занятостью, использование методов лечебной физкультуры, считать это альтернативой "покою", длительному сидению на диванах, креслах. Только движение с учетом соматического состояния позволит предупредить, облегчить, а может быть, и избавиться от старческих недугов, почув­ствовать радость бытия.

Особое место в социально-реабилитирующем воздей­ствии на лиц старших возрастов в домах-интернатах зани­мает трудовая терапия — специально организованный вид занятости с использованием научно обоснованных рекомен­даций с учетом соматического здоровья этой категории граж­дан, их интересов и желаний.

При подходе к решению вопросов занятости граждан пожилого и старческого возраста в домах-интернатах важным положением является необходимость дифференциации контингента, в основу которой положена способность к со­циальной активности. В соответствии с этим критерием вы­делено пять групп.

По отношению к лицам пожилого возраста, находя­щимся в домах-интернатах, рекомендовано введение диф­ференцированных реабилитационных режимов:

режим общественно-трудовой занятости направлен на поддержание личной активности пожилых людей, спо­собствует реализации их интересов, знаний, установок, потребности в общении и т. д.;

лечебно-активирующий режим направлен на поддер­жание полезных навыков и умений, на оживление общения и сохранение бытовой адаптации;

лечебно-охранительный режим способствует сохра­нению функциональных способностей, поддержанию физи­ологических функций.

Указанные режимы находятся в соответствии с уров­нем активности пожилых людей, что позволяет адекватно направить усилия персонала на организацию социально-пси­хологической адаптации пожилых людей.

Все технические средства и оборудование в домах-ин­тернатах используются в двух направлениях:

• средства для самих пользователей с целью реабили­тации, восстановления (компенсации) функций и относитель­но независимого существования;

• средства и оборудование, используемые для быто­вого обслуживания и медицинского ухода, облегчающие труд персонала.

Первая группа средств, имеющих истинно реабилитационное назначение, включает:

· специальные устройства, направленные на самосто­ятельное выполнение санитарно-гигиенических и бытовых навыков;

· средства, облегчающие передвижение;

· средства, способствующие участию в трудовой дея­тельности;

· приспособления, используемые для общения;

· средства, обеспечивающие проведение досуга.


 

 

Вы здесь: Главная Социальная работа Медико-социальная реабилитация: Лекция 3