Медико-социальная реабилитация: Лекция 3 — Реабилитация и социальное обслуживание инвалидов по слуху

Реабилитация и социальное обслуживание инвалидов по слуху

Под реабилитацией глухих понимают комплекс социальных, медицинских, технических, образовательных, культурных и дру­гих мероприятий, цель которых — реализация равных прав и возможностей, глухих во всех сферах жизни.

Приведенные ниже выдержки из Декларации независимости инвалида важны для понимания характера взаимодействия между глухими и слышащими членами общества.

- Не рассматривайте мою инвалидность как проблему.

- Не нуждаюсь в поддержке, я не слаб, как кажется.

- Не рассматривайте меня, как пациента, так как я просто ваш соотечественник.

- Не старайтесь изменить меня, у вас нет на это права.

- Не пытайтесь руководить мною. Имею право на собственную жизнь, как любая личность.

- Не учите меня быть покорным, смиренным и вежливым. Не де­лайте мне одолжения.

- Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются инвалиды, является их социальное обесценивание и притеснение, пре­дубежденное отношение к ним.

- Поддерживайте меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад в общество.

- Помогите мне познать то, что я хочу.

- Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто борется в попытке сделать лучше.

- Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с другом.

- Не помогайте мне, когда я в этом не нуждаюсь, даже если это доставляет вам удовольствие.

- Не восхищайтесь мною. Желание жить полноценной жизнью не заслуживает восхищения.

- Узнайте меня лучше. Мы можем стать друзьями.

- Будьте союзниками в борьбе против тех, кто пользуется мною для собственного удовлетворения.

- Давайте уважать друг друга. Ведь уважение предполагает ра­венство.

- Слушайте, поддерживайте и действуйте.

В контексте социальной модели реабилитации следует исполь­зовать соответствующую корректную терминологию при обозна­чении группы людей, имеющих потерю слуха: глухой, слабослы­шащий, инвалид с детства по слуху, позднооглохший, человек с нарушением слуха.

Рекомендуется включение курсов по работе с инвалидами по слу­ху и изучению жестового языка в программы учебных заведений среднего и высшего профессионального образования, готовящих специалистов в области социальной защиты, образования, здра­воохранения и физической культуры и спорта.

Большое значение имеет утвержденный на правительственном уровне гарантированный перечень реабилитационных мероприя­тий и услуг, которые должны предоставляться инвалидам по слуху:

- бесплатные переводческие услуги при обращении глухих в различные организации, при обучении глухих в учебных заведе­ниях среднего и высшего профессионального образования;

- оборудование объектов городской среды техническими сред­ствами связи и коммуникаций (уличные текстофоны, телефоны с возможностями телекоммуникаций и др.);

- обеспечение инвалидов по слуху специальными средствами коммуникационной поддержки (будильник с вибратором, беспро­водные оптические сигнализаторы, текстовые телефонные аппа­раты и др.);

- организация телевизионных передач с субтитрами;

- создание центров реабилитации инвалидов по слуху на базе центров социального обслуживания или учреждений государствен­ных органов социальной защиты;

- выдача денежных компенсаций на приобретение телефонных аппаратов (факс, текстофон, сотовый телефон для передачи тек­стовых сообщений, телефон с усилителем звука, телефон с бегу­щей строкой, пейджер, телеавтограф, факс-модем);

- оборудование транспортных средств табло с бегущей строкой для оповещения об остановках и других мерах предосторожности.

Федеральным законом Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (статья 14) оговоре­но право глухих на обеспечение беспрепятственного доступа ин­валидов к информации.

Кроме того, государственные органы управления образовани­ем обеспечивают учащихся с нарушениями слуха — бесплатно или на льготных условиях — специальными учебными пособиями и литературой, а также предоставляют им возможность пользова­ния услугами сурдопереводчиков (статья 19).

Успешность социальной реабилитации глухих определяется га­рантией доступности качественного образования (общего и про­фессионального), при расширении круга специальностей на всех уровнях и изменении общественного отношения к данной группе лиц с особыми возможностями и потребностями

 

 

 

Вы здесь: Главная Социальная работа Медико-социальная реабилитация: Лекция 3