Медико-социальная реабилитация: Лекция 2 — Психосоциальные методы реабилитации

Психосоциальные методы реабилитации

Одну из основных задач реабилитации составляют психологиче­ская коррекция и психосоциальная помощь в сложных жизнен­ных ситуациях, которые возникают у человека в связи с заболеванием или инвалидизацией. Знание социальными работниками психологических осо­бенностей личности индивида с физическими и психическими дефектами спосбствует успешной реабилитации и адаптации его в обществе.

Нарушения психики могут быть первичными — непосредствен­но вызванными болезнью, врожденным дефектом или травмой го­ловного мозга. Но возникают и вторичные психологически обус­ловленные нарушения психической деятельности. Инвалидизирующее заболевание, травма или дефект независимо от того, какова их природа, какой орган или функциональная система оказывают­ся пораженными, создают особую объективную социально-психологическую ситуацию. Если такое происходит с взрослым человеком, то к этому времени он уже имеет сформиро­ванные в предшествующие периоды жизнедеятельности особенности психической организации: определенный уровень познавательных возможностей, мотивационную структуру личности, сложивший­ся уровень оценки своих возможностей и ожиданий. Возникающая социальная ситуация, связанная с наступлением инвалидности, резко снижает способности удовлетворения насущных потребнос­тей, возможности социальной, профессиональной и личностной самореализации индивида. В результате возникает состояние фруст­рации, т.е. реактивное состояние в ответ на невозможность удов­летворить потребности. Со всей очевидностью перед человеком, имеющего нарушение здоровья, встает сложная задача — как жить дальше в условиях болезни или дефекта.

Переживание болезни и инвалидности, накладывая особый от­печаток на всю личность больного в целом, также приводит к по­степенному изменению эмоционально-волевой сферы, мыслитель­ных процессов, к серьезной переоценке жизненных установок, со­циальных ценностей и становится источником для формирования дезадаптивного поведения. Дезадаптация поведения определяется физическими критериями (вынужденной изоляцией), физиологи­ческими показателями (различными соматическими нарушениями, связанными с имеющимися повреждениями и травмами), соци­альными установками в виде определенных предубеждений («Я не такой, как все») и психологическими характеристиками (депрес­сией, апатией, агрессией, обидой, разочарованием и виной).

Психология человека с инвалидизацией сходна с психологией хронически боль­ных людей.

Для анализа психических особенностей инвалидов необходимо остановиться на положениях некоторых теорий, которые позво­ляют рассматривать психологию инвалида как человека с форми­рующейся «внутренней картиной болезни».

Внутренняя картина болезни, по определению А. Р.Лурия, — это «все то, что испытывает и переживает больной, общее самочувст­вие, вся масса его ощущений, самонаблюдений, его представле­ния о своей болезни, о ее причинах — весь тот огромный мир больного человека, который состоит из весьма сложных сочета­ний восприятия и ощущения, эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм».

Отношение больного к заболеванию определяется специфи­кой заболевания, возрастом, особенностями личности и нервной системы заболевшего, индивидуальными потребностями, а также факторами социальной среды, формирующими сознание и пове­дение человека. В системе потребностей, которые фрустрируются заболеванием, Н.Д.Лакосина и Г.К.Ушаков (1976) выделяют: ви­тальные, общественно-профессиональные, этические, эстетиче­ские, связанные с интимной жизнью.

К социальным факторам, влияющим на формирование внутрен­ней картины болезни (ВКБ), можно отнести объективные условия жиз­ни больного: социальное и семейное положение, условия его жизни, диапазон вызванных болезнью функциональных ограни­чений, отношение родственников и социального окружения, по­явление новых проблем в семье, в профессиональной деятельно­сти и т.д.

Существуют разные качественные классификации типов ВКБ, но в целом в зависимости от отношения к болезни формируется поведенческий стиль, который имеет следующие разновидности:

- компенсаторное поведение (борьба, адаптация);

- капитуляция перед болезнью;

- игнорирующее поведение — стремление больного не при­знавать дефекта.

Таким образом, в одних случаях ВКБ направляет поведение на преодоление болезни и ее последствий на функциональном уров­не, а в других, наоборот, является фактором, который усугубляет течение болезни. ВКБ перестает выполнять адаптационную функ­цию и становится источником стресса. Она способствует разви­тию тревоги и вытесняет все ценности человека, сама, становясь сверхценностью.

Таким образом, ВКБ — основной комплекс вторичных, пси­хологических по своей природе, симптомов заболевания, кото­рый в ряде случаев может осложнять течение болезни, снижать эффективность лечебных мероприятий и тормозить ход реабили­тационного процесса. Этот вторичный симптомокомплекс сам по себе может стать источником стойкой инвалидизации больного.

По динамике ВКБ можно судить о постепенном измене­нии жизненной позиции инвалида, о присвоении им социальной «роли» инвалида, о становлении нового смыслообразующего мо­тива — мотива сохранения здоровья, становящегося впоследствии зачастую новым ведущим мотивом деятельности и определяющим всю новую постболезненную направленность личности. Именно поэтому ВКБ является центральным психологическим образова­нием, на которое следует направлять реабилитационное воздей­ствие.

Методами социально-психологической реабилитации служат психологическое консультирование, психотерапия, социотерапия, т.е. весь комплекс мероприятий, положительно воздействующих на больного или инвалида и создающих вокруг него психологи­чески благоприятную микросоциальную среду.

Выделяют основные теоретические парадигмы психосоциальных вмешательств — психодинамические и поведенческие. По психоди­намической теории, развитие личности определяется двусторонни­ми отношениями «человек-среда» и их взаимным влиянием. Со­гласно концепции психосоциальной идентичности личности, пред­ложенной Э. Эриксоном, личность воспринимает себя в неразрыв­ном единстве со всеми своими социальными связями. Изменение социальных отношений приводит к трансформации прежней иден­тичности, что вызывает определенный кризис, продолжающийся до тех пор, пока индивид не сформирует новую идентичность. Пси­ходинамический подход широко используется в современной пси­хиатрии и психологии для понимания природы возникновения психических, личностных и поведенческих расстройств. В свою оче­редь, это дает основание для выбора социально-терапевтических воздействий. В практике психодинамической модели психосоциаль­ной работы основной акцент делается на изучение природы про­блем клиента в аспекте жизненного опыта и стереотипа разреше­ния межличностных конфликтов и реагирования на стресс.

Бихевиоризм (от англ. behavior - поведение) — направление в психологии, которое поведение человека понимает как совокуп­ность реакций организма на воздействие внешней среды, на на­бор фиксируемых стимулов. Развившаяся в рамках бихевиоризма теория социального научения выдвигает положение о том, что поведение управляется тремя отдельными, но взаимодействую­щими регулирующими системами. Это — внешние стимулирую­щие события, внешнее подкрепление и, самое главное, проме­жуточные когнитивные процессы. Когнитивная модификация поведения подразумевает анализ ин­терпретации личностью своего жизненного опыта. Согласно дан­ному подходу влияние средовых событий на поведение в большой степени зависит от когнитивных процессов, определяющих, ка­ким именно средовым факторам уделяется внимание и как они интерпретируются индивидом.

На теориях социального научения и когнитивной модифика­ции поведения основана поведенческая терапия, которая исполь­зует принципы, развитые в экспериментальной и социальной психологии.

Методы поведенческой терапии, которые применяются в психо­социальной работе, опираются на способность человека к целена­правленному и осмысленному изменению поведения. В процессе тренингов, ориентированных на решение конкретных поведен­ческих задач, человек учится справляться с жизненными трудно­стями и повышает свои способности к самоконтролю и активным действиям.

Психосоциальные методы аккумулируют в себе элементы пси­хокоррекции, психотерапии и социальной работы. Психосоциаль­ная помощь относится к наиболее важной составной части реаби­литации лиц с проблемами здоровья и ограниченными возмож­ностями, так как наряду с решением множества терапевтических задач она в обязательном порядке способствует улучшению соци­ального поведения индивида.

Вы здесь: Главная Социальная работа Медико-социальная реабилитация: Лекция 2