Медико-социальная реабилитация: Лекция 2 — Реабилитационные учреждения

Реабилитационные учреждения

В структуру системы социальной реабилитации инвалидов входят также реабилитационные учреждения различных организационно-правовых форм и форм собственности. Правовой основой их дея­тельности служит совместное постановление Минтруда, Минздрава и Минобразования России «Об утверждении Примерного положе­ния о реабилитационном учреждении» (1996).

Среди реабилитационных учреждений выделяют следующие:

- государственные, которые учреждают федеральные органы власти или органы власти субъекта Российской Федерации;

- муниципальные, которые учреждают органы местного само­управления;

- негосударственные, которые учреждают общественные или религиозные организации, физические или юридические лица.

На основе ведущего направления деятельности реабилитаци­онные учреждения могут быть классифицированы следующим об­разом:

- реабилитационно-экспертные;

- реабилитационно-образовательные;

- реабилитационно-социальные;

- реабилитационно-медицинские;

- реабилитационно-производственные.

Однако это разделение весьма условно, поскольку деятель­ность по социальной реабилитации инвалидов осуществляется в каждом из них, так как социально значимый эффект присут­ствует во всех реабилитационных мероприятиях. Кроме того, ре­абилитационные учреждения, осуществляющие свою деятельность исключительно в каком-либо одном направлении, количествен­но существенно сократились, уступив место учреждениям, осу­ществляющим комплексную реабилитацию. Мероприятия по социальной реабилитации инвалидов все в большей степени вклю­чаются в деятельность реабилитационных учреждений любой на­правленности. В первую очередь это относится к мероприятиям социально-средового, социально-бытового, психологического, юридического, социокультурного, спортивно-оздоровительного характера.

К задачам реабилитационно-экспертного учреждения относятся определение реабилитационного потенциала инвалидов и состав­ление индивидуальных программ реабилитации.

К задачам реабилитационных учреждений другой направлен­ности относятся детализация индивидуальных программ реабили­тации инвалидов, составление индивидуальных планов реабили­тации по каждому направлению и их реализация.

Для решения поставленных задач оптимальная структура реабили­тационных учреждений может включать следующие подразделения:

отдел программирования процесса реабилитации, который изу­чает структуру потребностей, круг интересов, уровень притяза­ний инвалидов, оценивает возможности самостоятельной жизне­деятельности, с учетом полученных результатов разрабатывает со­держание и порядок проведения процесса реабилитации;

отдел социально-бытовой адаптации, который проводит ме­роприятия по восстановлению способностей инвалида к веде­нию хозяйства, независимой бытовой деятельности, самообслу­живанию, по подбору бытовых технических средств и обучению пользованию ими, разработке индивидуальных решений обо­рудования жилья, адаптационному обучению семьи. Для выпол­нения этих функций оборудуются кабинеты по обучению навы­кам приготовления и приема пищи, выполнения санитарно-гигиенических процедур, одевания, ухода за жильем, чтения, письма, домашних игр, создаются кабинеты для обучения поль­зованию бытовыми техническими средствами реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвиже­ния;

отдел социально-средовой ориентации, который предназначен для определения структуры наиболее развитых функций инвали­да, на основе которых осуществляется общественная, семейная и профессиональная деятельность. В процессе социально-средовой ориентации проводится обучение персональной сохранности, социальной коммуникативности, навыкам проведения культур­ного отдыха и досуга, привлечение к занятиям физкультурой, спортом, туризмом, стимулируется побуждение к здоровому об­разу жизни;

отдел психологической реабилитации, который предназначен для определения структуры и степени нарушения психики инва­лида, особенностей личности, установки на реабилитацию, уров­ня социальной адаптации, для проведения психокоррекционных и психотерапевтических мероприятий, психологического консуль­тирования. Для решения этих задач оборудуются кабинеты по пси­ходиагностике социально-психологических особенностей, асо­циальных наклонностей, способностей к адаптации в микро- и макросоциальной среде, кабинеты для индивидуальных, семей­ных и групповых консультаций, занятий и тренингов;

отдел профессиональной реабилитации, который предназначен для реализации мер вовлечения инвалида в активную трудовую деятельность. К таким мерам относятся профессиональная ориен­тация по вопросам выбора профессии, ее соответствия возмож­ностям и наклонностям инвалида; формирование положительной трудовой установки; определение рекомендуемых видов и форм трудовой деятельности; профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве. С целью осуществления этих мер оборудуются кабинеты для освоения различных профессий, оценки профессио­нальной пригодности, определения оптимального уровня произ­водственных нагрузок, обучения навыкам предпринимательской деятельности, активного поведения на рынке труда и повышения конкурентоспособности;

отделение медицинской реабилитации, которое предназначено для осуществления комплекса мер, направленных на восстанов­ление или компенсацию нарушенных психофизиологических функ­ций посредством восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования, а также для меди­цинского контроля реабилитационных и спортивно-оздоровитель­ных мероприятий;

информационно-консультативное отделение, которое предназ­начено для консультирования инвалидов, членов их семей, об­щественных организаций по вопросам реабилитации, оказания правовой помощи, для информирования инвалидов в доступной форме об их правах и обязанностях, представления интересов ин­валидов в различных инстанциях. В отделении оборудуются каби­неты консультативно-правового просвещения, кабинет статисти­ки, ведутся статистическая отчетность, ее анализ;

организационно-методическое отделение, которое предназначе­но для методического обеспечения деятельности реабилитацион­ных учреждений различных типов, видов и уровней.

Кроме перечисленных, в состав реабилитационного учрежде­ния могут также входить опытно-конструкторские мастерские по изготовлению и ремонту технических средств реабилитации, культурно-досуговый и спортивно-оздоровительный комплексы. В за­висимости от ведущего направления деятельности реабилитаци­онного учреждения в нем могут преобладать те или иные струк­турные подразделения, предназначенные для различных аспектов реабилитации инвалидов.

Все реабилитационные учреждения на территории Российской Федерации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также ведомственной принадлежности и веду­щего направления деятельности являются объектами действия федеральных законов Российской Федерации. Учреждения действу­ют на основании уставов, реабилитационные отделения в составе различных учреждений действуют на основании положений об этих отделениях.

Тип и вид реабилитационного учреждения устанавливается при его аккредитации.

К числу учреждений, осуществляющих функции по социаль­ной реабилитации инвалидов, относятся следующие:

- федеральные научно-практические центры медико-социаль­ной экспертизы и реабилитации инвалидов;

- региональные центры медико-социальной экспертизы и ре­абилитации инвалидов;

- центры реабилитации инвалидов;

- центры социального обслуживания; -стационарные учреждения социального обслуживания;

- центры социально-психологической помощи населению;

- протезно-ортопедические предприятия;

- центры технических средств реабилитации инвалидов;

- специализированные реабилитационно-производственные предприятия инвалидов;

- специализированные центры медицинской реабилитации;

- стационарные, амбулаторные и диспансерные лечебно-про­филактические учреждения;

- санаторно-курортные учреждения;

- коррекционные и специализированные детские дошкольные учреждения (отделения, группы);

- коррекционные и специализированные учреждения (отделе­ния, группы) начального и среднего общего образования;

- коррекционные и специализированные учреждения (отделе­ния, группы) начального профессионального, среднего специ­ального и высшего образования;

- учреждения образования разного уровня, осуществляющие интегрированное воспитание, образование и профессиональное обучение инвалидов;

- центры профессиональной ориентации и реабилитации ин­валидов при органах занятости населения;

- методические центры профориентации и трудоустройства инвалидов;

- центры социальной помощи семье и детям;

- центры социальной реабилитации детей и подростков;

- учреждения социокультурной реабилитации инвалидов (биб­лиотеки, клубы, дома культуры, дворцы детского творчества, центры культуры и искусства, центры народного творчества, му­зеи, театры);

- физкультурно-оздоровительные учреждения (физкультурные диспансеры, стадионы, спортивные школы, спортивно-оздоро­вительные центры, туристические базы, физкультурные клубы).

В настоящее время в субъектах Российской Федерации появля­ются новые разнообразные типы учреждений социальной реаби­литации, отражающие приоритеты региональной политики в от­ношении инвалидов, а также экономические, географические, демографические, социологические и иные особенности региона. Реабилитационные учреждения должны располагаться в зданиях, оборудованных для беспрепятственного доступа инвалидов с лю­быми ограничениями жизнедеятельности, располагающих основ­ными видами коммунального благоустройства.

Учреждения социальной реабилитации могут осуществлять свою деятельность в различных режимах. Наиболее распространенными являются амбулаторный, стационарный, режим дневного пребы­вания, временного пребывания, постоянного проживания, вы­ходного дня, диспансерного наблюдения.

В системе социальной реабилитации инвалидов имеются уч­реждения различной ведомственной принадлежности. Однако уч­реждения системы социальной защиты населения занимают сре­ди них особое место. Согласно Закону «О социальной защите ин­валидов в Российской Федерации» они осуществляют координацию реабилитационной деятельности, обеспечивают преемственность и оценивают эффективность проведенного комплекса реабилита­ционных мероприятий. Наряду с этим на учреждения социальной защиты населения возложено осуществление одного из важней­ших аспектов реабилитации — социально-бытовой адаптации и социально-средовой ориентации инвалидов.

Вы здесь: Главная Социальная работа Медико-социальная реабилитация: Лекция 2