Медико-социальная реабилитация: Лекция 1 — Медико-социальная экспертиза

Медико-социальная экспертиза

Порядок организации и деятельность Федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. Впервые понятие экспертизы появилось в 1912 г. Как государ­ственная служба экспертиза стала функционировать в России с 1918 г., когда начал устанавливаться факт постоянной нетрудо­способности граждан. В 1924 г. было разработано и утверждено первое Положение о врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК), в котором оп­ределялись критерии установления группы инвалидности. Принятое в 1956 г. усовершенствованное положение о ВТЭК просуществовало до 1996 г. Основной его задачей было установле­ние группы инвалидности. С 1963 г. в обязанности ВТЭК вменялась реабилитационная деятельность, которая сводилась исключительно к установлению профессиональной пригодности и трудоустрой­ству инвалидов. Причем определение того, какую профессиональ­ную деятельность освидетельствуемый может выполнять, осно­вывалось на медицинских, а не на социально-биологических кри­териях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2004 № 805 утверждено Постановление о порядке организации и деятельности Федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы (МСЭ). К ним относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы и главные бюро медико-социальной экспертизы, имеющие филиалы — бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах. К основным задачам этих учреж­дений относятся следующие:

- определение группы инвалидности, ее причин (обстоятельств и условий возникновения), сроков и времени наступления, по­требности инвалида в различных видах социальной защиты;

- разработка индивидуальных программ реабилитации инвали­дов, содействие в реализации мероприятий социальной защиты инвалидов, включая их реабилитацию, и оценка эффективности этих мероприятий;

- формирование данных государственной системы учета инва­лидов, изучение состояния, динамики инвалидности и факторов, к ней приводящих;

- участие в разработке комплексных программ в области про­филактики инвалидности, медико-социальной экспертизы, ре­абилитации и социальной защиты инвалидов.

Формирование сети бюро производится исходя из численно­сти населения, проживающего на территории субъекта Россий­ской Федерации, и числа освидетельствуемых в год граждан из расчета, как правило, одно учреждение на 70 — 90 тыс. человек при условии освидетельствования 1,8 — 2 тыс. человек в год. С уче­том сложившихся социально-демографических, географических и других особенностей регионов бюро могут создаваться из расчета на иную численность населения и число освидетельствуемых в год граждан.

В зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инва­лидности образуются бюро общего профиля, специализирован­ного профиля (психиатрического, онкологического, туберкулез­ного и пр.) и смешанного профиля.

Для проведения медико-социальной экспертизы лиц в возрас­те до 18 лет могут образовываться бюро специализированного профиля.

В штатный норматив бюро МСЭ входят специалисты, принима­ющие экспертное решение (3 врача различных специальностей), а также, в отличие от ВТЭК, специалист по реабилитации, спе­циалист по социальной работе и психолог. Кроме того, штатным расписанием предусматриваются должности старшей медицинской сестры, медицинского регистратора и шофера.

При необходимости в штатный норматив бюро могут быть вве­дены врачи-педиатры, специалисты по функциональной диагно­стике, профориентации, эргономике, физиологии труда, педа­гог, сурдопереводчик и другие специалисты.

Районное бюро медико-социальной экспертизы решает следу­ющие задачи:

- определяет структуру и степень ограничения жизнедеятель­ности освидетельствуемых лиц и их реабилитационный потен­циал;

- устанавливает факт наличия инвалидности, определяет груп­пу, сроки и время наступления инвалидности;

- определяет степень утраты профессиональной трудоспособ­ности работников, получивших увечье, профессиональное заболе­вание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнени­ем ими трудовых обязанностей, и необходимость осуществления дополнительных мер социальной защиты;

- определяет причинную связь смерти пострадавшего лица с производственной травмой, профессиональным заболеванием, пребыванием на фронте и с другими обстоятельствами, при ко­торых законодательством Российской Федерации предусматрива­ется предоставление льгот семье умершего;

- формирует и корректирует индивидуальные программы ре­абилитации инвалидов;

- формирует банк данных о гражданах, прошедших медико-социальную экспертизу.

В штатный норматив главного бюро МСЭ (городского, област­ного, краевого) входят несколько составов специалистов, при­нимающих экспертное решение, группы специалистов по функ­циональной диагностике, профориентации и организации труда инвалидов, их социально-средовой адаптации, а также специалисты служб юридического консультирования и информационно-статистического обеспечения.

В состав специалистов, принимающих экспертное решение, входят не менее 4 врачей различных специальностей, специалис­ты по реабилитации разного профиля (в зависимости от потреб­ности в экспертно-реабилитационной диагностике), специалисты по социальной работе и психологи.

В случае необходимости при главном бюро может быть создано стационарное отделение.

Главное бюро медико-социальной экспертизы решает следую­щие задачи:

- проводит медико-социальную экспертизу лиц, обжаловавших решения районных бюро, и в случае необоснованности этих ре­шений отменяет их;

- проводит медико-социальную экспертизу граждан по направ­лениям бюро в случаях, требующих применения социальных ме­тодов обследования;

- формирует и корректирует индивидуальные программы ре­абилитации инвалидов в случаях, требующих применения специ­альных методов обследования, а также контролирует их реализа­цию;

- формирует банк данных субъекта Российской Федерации о гражданах, прошедших медико-социальную экспертизу, осуществ­ляет государственное статистическое наблюдение за демографи­ческим составом инвалидов, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, и представляет соответствующие сведе­ния в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации;

- оказывает консультативную помощь врачам-экспертам и дру­гим специалистам бюро.

Медико-социальная экспертиза проводится по письменному заявлению больного с приложением направления из учреждения здравоохранения или органа социальной защиты населения, под­тверждающего нарушение его здоровья. Направление из учрежде­ния здравоохранения должно быть составлено врачами врачебно-консультативной комиссии федерального или муниципального лечебно-профилактического учреждения (ВКК ЛПУ) по месту постоянного проживания пациента. При отказе гражданину в вы­даче направления на медико-социальную экспертизу учреждени­ем здравоохранения или социальной защиты населения он может самостоятельно обратиться в бюро МСЭ и получить направление на медицинское обследование, необходимое для прохождения экспертизы. Лицу, признанному инвалидом той или иной груп­пы, оформляются соответствующие юридические документы — пенсионное удостоверение или справка об инвалидности (для ре­бенка).

Медико-социальная экспертиза должна включать комплексное медицинское, психологическое, педагогическое и социальное обследование.

В заключении медико-социальной экспертизы на основе ана­лиза клинико-функциональных, психологических, профессиональ­но-трудовых и социально-бытовых данных каждого пациента долж­ны быть отражены следующие сведения:

- категория и степень ограничения жизнедеятельности;

- данные о наличии группы и причины инвалидности;

- сроки переосвидетельствования;

- потребность в мерах социальной помощи и защиты;

- реабилитационный прогноз;

- рекомендации по медико-социальной реабилитации.

Медицинские критерии оценки состояния здоровья и функци­ональных нарушений основываются на четко разработанных схе­мах обследования пациентов: рентгенологических, лабораторных, эндоскопических, электрофизиологических и др. При каждом кон­кретном заболевании и освидетельствовании должны быть строго выполнены все необходимые обследования и правильно оформ­лены документы, т.е. медицинское заключение. В случаях, требую­щих применения сложных видов реабилитационно-экспертной диагностики, инвалид может быть направлен для разработки или коррекции ИПР в вышестоящее учреждение государственной служ­бы МСЭ.

Для того чтобы составить полную картину о состоянии здоро­вья обследуемого, необходимо изучить не только медицинские показатели, но и особенности характера и поведения человека. Болезнь и инвалидность — это реальные трудности, под влияни­ем которых изменяется отношение к миру, к себе, окружающим людям.

Большое значение имеют личностные свойства, способность противостоять стрессам, адекватно реагировать на свою болезнь. Личностные деформации, психические расстройства (восприятия, внимания, памяти, эмоций, психомоторики) в зависимости от степени тяжести сами по себе могут вызывать нарушения жизне­деятельности.

Анализируются сохранность или нарушение профессионально-трудового статуса, профессиональные интересы и по ним выно­сится заключение. Интегрально профессионально-трудовой ста­тус оценивается в зависимости от сохранности профессиональной трудоспособности при уменьшении объема трудовой деятельно­сти, от утраты профессиональной трудоспособности при возмож­ности работы по другой профессии в обычных производственных условиях, от возможности трудиться только в специально создан­ных условиях или констатируется факт полной утраты трудоспо­собности.

При анализе социально-бытовых факторов оцениваются дея­тельность инвалида в социуме, роль как гражданина, семейное положение и выполнение семейных обязанностей, жилищно-бытовые условия, материальное положение, наличие условий для социально-средовой адаптации и осуществления реабилитацион­ных мероприятий, способность выполнения бытовой деятельно­сти и ее зависимость от технических и вспомогательных средств, других лиц, способность к независимому проживанию. Наличие в семье других хронических больных или престарелых, также нуж­дающихся в уходе, лиц, злоупотребляющих алкоголем, наркома­нов, лиц с асоциальным поведением, особенно родителей, явля­ется свидетельством выраженной социальной недостаточности такой семьи.

Не менее важным является изучение психологического клима­та семьи инвалида, определение адекватности отношения к инва­лиду со стороны близких людей, наличия возможностей обеспе­чения ухода. В оценке социальной недостаточности семьи ребен­ка-инвалида определяется способность родителей, в первую оче­редь матери, к адекватному воспитанию. Сюда включается умение матери осуществлять адекватный уход за ребенком, проводить ле­чебно-тренировочные процедуры, прививать ребенку навыки са­нитарии, гигиены, самообслуживания, оказывать помощь в уче­бе, вовлекать его в общество сверстников. Проявлением крайней социальной недостаточности семьи ребенка-инвалида является уход из нее отца.

Исходя из особенностей социальной недостаточности семьи че­ловека с ограниченными возможностями, должны планироваться и осуществляться меры по социальной реабилитации, как самого инвалида, так и его семьи.

Вы здесь: Главная Социальная работа Медико-социальная реабилитация: Лекция 1