Медико-социальная реабилитация: Лекция 1 — Общая характеристика и содержание понятия реабилитация

Общая характеристика и содержание понятия реабилитация

Реабилитация как наука. Медицинская наука давно занимается изучением и устранением струк­турных и функциональных нарушений в организме человека, возникающих под воздействием того или иного патологического процесса. Под влиянием различных теоретических течений возникла и еще более стала привлекать к себе внимание концепция "личность и болезнь", которая позволила по иному взглянуть на эти понятия. Под болезнью понимают про­цессы дезорганизации организма, сопровождающиеся нарушением биологи­ческих и социальных свойств личности. Чисто биологическая модель болез­ни заменена так называемой смешанной моделью, предполагающей взаимо­действие и взаимодополнение биологического и психосоциального. Биоло­гическое в человеке всегда опосредуется социальным, а личность человека как целостное интегральное понятие непосредственно образует связь между биологическим и социальным. Благодаря так называемой биологической ориентации современных общественных и естественных наук, в том числе медицины, стиль мышления изменяется в сторону более широкого эволюционно-популяционного понятия, где организм рассматривается в живой связи с окружающей средой.

Сама цель лечения сводится, в конечном счете, не только к избавлению организма человека от разрушающего действия патологического процесса, к предотвращению летального исхода, восстановлению функций или продол­жению жизни при заранее известном фатальном исходе. Больной должен иметь возможность полноценно жить, сохраняя человеческое достоинство, а не просто существовать. Восстановлением статуса личности с философской точки зрения занимается реабилитация.

Вторая половина 20 века ознаменовалась широким внедрением реаби­литации в практику работы врачей различных специальностей и разработкой теоретических основ и многообразных частных методик реабилитации. Рост интереса к реабилитации обусловлен многими факторами, среди которых ве­дущее значение имеют:

· интенсификация темпов научно-технического прогресса, сопровождающе­гося дифференциацией трудовых процессов, возможностью выполнения части из них ограниченным приложением человеческих усилий;

· большая ценность квалифицированных кадров из-за длительности и дороговизны подготовки их;

· изменения в демографической структуре общества (рост удельного веса лиц пожилого и старческого возраста);

· изменения в состоянии здоровья населения (рост хронических заболеваний с длительным ограничением жизнедеятельности и дееспособности);

· изменения условий жизни (урбанизация, частые поездки на транспорте, большая занятость в сфере производства, малочисленные семьи и др.), предъявляющие высокие требования к уровню само — и взаимообслужива­ния.

В научной разработке проблемы реабилитации приняли участие пред­ставители различных отраслей (врачи, биологи, социологи, педагоги, юри­сты, психологи и др.), что способствовало формированию представления о реабилитации, как о межотраслевой проблеме. В то же время это обусловило существование многих идей, принципов и методов, которые органично не слились в единую науку с четким методологическим обоснованием, кон­кретными принципами и методиками, общепринятым понятийным аппара­том и терминологией. Поэтому в отношении термина реабилитация были предложены десятки различных определений, которые в основе своей верны, но фрагментарны и не вскрывают всего многообразия реабилитации, как системы научной и практической деятельности. Следовательно, примени­тельно к реабилитации необходим системный подход.

По мне­нию большинства исследователей, системный подход представляет собой научную методологию и развивается под воздействием определенных по­требностей научного мышления. Одним из основных положений системного подхода является принцип целостности. Методическим приемом, обеспечи­вающим соблюдение принципа целостности, является ориентация на конеч­ную цель. Таким образом, сущность системного подхода заключается в том, что любая структура, любой процесс рассматриваются в качестве целостной системы, все компоненты которой находятся в сложной динамической связи и генетической взаимообусловленности, а функции их подчинены одной за­даче — нахождению более рационального способа достижения конечной це­ли.

Следовательно, любая практическая задача, относящаяся к человеку, может быть решена только в том случае, если учитывается многообразие со­матических, нервно-физиологических, психологических и социальных усло­вий в их взаимосвязи.

С позиции системного подхода, реабилитация - это система на­учной и практической деятельности, которая направлена на частичное и полное восстановление (сохранение) личностного и социального статуса че­ловека путем комплексного воздействия на личность медицинских, социаль­ных, психологических, педагогических, правовых и др. факторов.

В системе реабилитации следует различать под­системы с их основными элементами:

· клинико-биологическая подсис­тема (включает в качестве основных элементов составляющие — гомеостаз, адаптация, компенсация);

· социально-психологическая подсистема (взаимоотношения больных с окружающей социальной средой).

Вы здесь: Главная Социальная работа Медико-социальная реабилитация: Лекция 1