Экономические основы социальной работы: продолжение — Бухгалтерский учет в учреждениях непроизводственной сферы в условиях рыночной экономики

Бухгалтерский учет в учреждениях непроизводственной сферы в условиях рыночной экономики

Положение в экономике и финансах страны характеризуется противоречивыми явлениями, порожденными как объективными факторами, так и ошибками и просчетами в экономической политике. Бюджетная система России находится в ситуации кризиса, что поставило бюджетные учреждения непроизводственной сферы в крайне неблагоприятные условия. Из-за недостаточного финансирования со стороны государства они задолжали банкам и поставщикам материальных ресурсов. Будучи не в состоянии обеспечить даже своевременную выплату заработной платы своим работникам, они приостановили работы по строительству и капитальному ремонту зданий, развитию материальной базы. Все это отрицательно влияет на деятельность этих организаций.

Для своевременного и полного обеспечения программных мероприятий финансовыми ресурсами в пределах установленного бюджетного финансирования учреждения непроизводственной сферы привлекают и используют внебюджетные источники финансирования. Это означает, что нередко бюджетные учреждения вынуждены заниматься всеми доступными им видами коммерческой деятельности. В результате многие расходы, ранее оплачиваемые из бюджета, теперь должно нести население.

Реальность всех этих проблем очевидна, а тяжелая социально-экономическая обстановка в стране свидетельствует об их сохранении в будущем. Но ясно и другое, что многие из нынешних расходов, осуществляемых учреждениями непроизводственной сферы, сохраняются в силу привычки и инерционности. Следует помнить, что жизнь выдвигает новые задачи, которые требуют корректировки сложившихся в предшествующий период приоритетов. Главные акценты переносятся с задач сохранения ранее накопленного потенциала учреждениями различных отраслей непроизводственной сферы на задачи его дальнейшего развития, на переход к общепринятым цивилизованным нормам государственной поддержки граждан страны.

Это требует систематического проведения объективного анализа наличия и использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов, который базируется на бухгалтерской информации. Поэтому велика роль учета и контроля в обеспечении бюджетными ресурсами и рационального, экономного их использования. Бухгалтерский учет охватывает все стороны экономической и хозяйственной деятельности как внутри учреждений и организаций непроизводственной сферы, состоящих на бюджете, так и в их взаимоотношениях с другими хозяйственными организациями и с финансово-кредитной системой.

В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ указано, что бухгалтерский учет является упорядоченной системой сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Вышеуказанный закон расширяет возможности организаций в решении многих вопросов совершенствования бухгалтерского учета.

Хорошо поставленный бухгалтерский учет позволяет не только выявлять скрытые резервы, обнаруживать нарушения режима экономии плановой и финансово-бюджетной дисциплины, но и предупреждать и вовремя устранять возможные потери и необоснованные затраты. Бухгалтерский учет исполнения смет расходов по бюджету и внебюджетным средствам, а также по капитальным вложениям в процессе деятельности организаций и учреждений, состоящих на бюджете, создает для них экономическую необходимость максимального использования внутренних резервов, правильного и экономного расходования средств в соответствии с открытыми кредитами и их целевым назначением по утвержденным сметам расходов.

Совершенствование бухгалтерского учета, усиление его контрольных функций за хозяйственной и финансовой деятельностью организации — основа укрепления финансово-бюджетной дисциплины. Осуществляя сплошное и непрерывное отражение всех операций, связанных с исполнением сметы расходов по бюджету, бухгалтерский учет позволяет не только систематически сопоставлять их с утвержденными нормативами и сметами, но и устанавливать причины отклонений фактических расходов от утвержденных нормативов и смет, выявлять наиболее целесообразные нормы расходов и повышать уровень бюджетного и сметного планирования в целом. Чем точнее учет, тем выше качество планирования.

Используя информацию бухгалтерского учета, руководители и коллективы учреждений могут оперативно принимать меры по устранению просчетов и отклонений от утвержденных нормативов в ходе хозяйственной и финансовой деятельности. С помощью бухгалтерского учета в каждом учреждении устанавливаются систематическое наблюдение за наличием и сохранностью материальных и денежных средств, контроль за их рациональным использованием с учетом хозяйственной целесообразности. Бухгалтерский учет играет важную роль в обеспечении контроля за наличием и эффективным использованием трудовых ресурсов.

По данным бухгалтерского учета в учреждениях непроизводственной сферы можно вскрыть факты бесхозяйственности, расточительства, излишеств в использовании бюджетных средств, принять меры к сбережению живого и овеществленного труда. Следовательно, бухгалтерский учет — это важнейшее звено системы управления учреждениями непроизводственной сферы.

В целях обеспечения единых методологических основ организации и ведения бухгалтерского учета и отчетности на территории Российской Федерации в условиях многообразия форм собственности и развития рыночных отношений приказом Министерства финансов Российской Федерации введено в действие Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. Этот документ установил единую основу бухгалтерского учета и отчетности для всех предприятий, учреждений и организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Положение определило порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления отчетности, а также взаимоотношения по этим вопросам с внешними и внутренними потребителями бухгалтерской информации, включая органы государственного управления.

К бюджетным относятся организации, основная деятельность которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджета на основе смет доходов и расходов (бюджетной сметы). Обязательным условием является открытие финансирования по смете и ведение бухгалтерского учета и отчетности в порядке, предусмотренном для бюджетных организаций. Отнесение организаций к бюджетным определяется их уставом, учредительными документами, а также соответствующим финансовым органом.

В последнее время в стране резко возросло количество некоммерческих организаций. Регистрируются новые фонды, ассоциации, клубы, объединения. В качестве некоммерческих действуют многие организации образования, здравоохранения, культуры, науки, спорта. Из вновь организованных преобладают бюджетные организации.

Особенности бухгалтерского учета в учреждениях непроизводственной сферы определяются законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, Инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, утвержденной приказом Минфина РФ от 3 ноября 1993 г. №122, и другими нормативными документами, содержащими указания по учету и отражению в балансе операций учреждений и организаций, состоящих на бюджете в различных сферах их деятельности. К специфическим особенностям бюджетного учета можно отнести:

контроль исполнения сметы расходов;

выделение в учете кассовых и фактических расходов;

организацию учета в разрезе статей бюджетной классификации;

строгое соответствие учета и отчетности требованиям нормативных документов;

отраслевую специфику учета в учреждениях здравоохранения, образования, науки, культуры и др.

Сохранение и развитие учреждений непроизводственной сферы требуют повышения социально-экономической отдачи финансовых, материальных и трудовых ресурсов, используемых в учреждениях, более тесной увязки выделяемых из бюджета средств с результатами их деятельности. В то же время, учитывая напряженность федерального бюджета, для уменьшения разницы между фактическими потребностями учреждений непроизводственной сферы и реальными возможностями их финансирования необходимо активнее внедрять коммерческие отношения в учреждениях, состоящих на бюджете. Введение новых условий хозяйствования, сочетание бюджетного финансирования с применением коммерческих принципов позволяют не только более рационально использовать бюджетные ассигнования, но и средства других источников финансирования, поступающие на нужды учреждений непроизводственной сферы. С помощью средств, зарабатываемых трудовыми коллективами бюджетных учреждений коммерческой деятельностью, появляется возможность улучшать качественные показатели работы, оптимизировать нормы расходов, совершенствовать оплату труда работников непроизводственной сферы, дополнив ее элементами стимулирования.

Таким образом, организации непроизводственной сферы наряду с основной могут заниматься и предпринимательской деятельностью.

С целью привлечения дополнительных финансовых средств для развития отраслей непроизводственной сферы (здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, образования) государство предусматривает специальную систему налоговых льгот предприятиям, учреждениям и организациям независимо от их организационно-правовых форм, а также физическим лицам, в том числе иностранным, вкладывающим свои средства в развитие вышеуказанных учреждений. Характер, размер и порядок предоставления этих льгот определяются налоговым законодательством.

Согласно разъяснениям Госналогслужбы Российской Федерации по отдельным вопросам, связанным с применением налогового законодательства о налогообложении прибыли (дохода) юридических лиц от 14 сентября 1993 г. № ВГ-4-01/145Н, в бюджетных учреждениях к предпринимательской относятся все виды деятельности (кроме основной), по которой оно получает прибыль (доход). Основной деятельностью считается та, которая финансируется из бюджета.

Важная роль в воплощении в жизнь этих мероприятий принадлежит организации бухгалтерского учета, отчетности и анализу хозяйственной деятельности учреждений непроизводственной сферы. Исследования проблем совершенствования теории и практики учета в условиях рыночной экономики приобретают актуальное значение; они не могут решаться изолированно от современной организации и управления учреждениями непроизводственной сферы, иначе учет не выполнит своей главной роли — действенного средства контроля, а превратится в придаток бюрократического аппарата.

Контрольные функции должны быть органически увязаны со всей учетной работой: оформлением, приемкой и обработкой документов. Контроль должен осуществляться по определенной системе, предусматривающей в первую очередь порядок проверки:

исполнения постановлений, распоряжений и указаний правительственных органов и вышестоящих организаций;

соблюдения установленных нормативов;

соблюдения сроков платежей;

правильности и своевременности приемки и отпуска товарно-материальных ценностей;

правильности расходования фонда оплаты труда (заработной платы), соблюдения установленных штатов, должностных окладов, смет расходов;

сохранности имущественных, товарно-материальных ценностей и денежных средств в местах их хранения и использования;

правильности производимых в процессе учетной работы вычислений и расчетов.

В указанных направлениях должен осуществляться предварительный (до совершения операций), текущий (повседневный) и последующий контроль.

Строго продуманная и организованная система контроля является как бы замкнутой цепью, в которой должны быть сохранены все образующие ее звенья. Пропуск в составе цепи хотя бы одного контрольного звена может иногда привести к серьезным нарушениям или злоупотреблениям. Бухгалтерский учет не может быть эффективным, если не выполняет контрольной функции. Вместе с тем система контроля не должна вызывать излишнюю работу, усложнять документооборот.

Несмотря на значительные успехи в организации учета в учреждениях непроизводственной сферы, которыми были отмечены последние годы, имеется ряд теоретических, методологических и организационных (связанных с условиями рыночной экономики) проблем, требующих решения.

В процессе экономической реформы происходит перегруппировка источников финансирования учреждений непроизводственной сферы — они все более концентрируются в местных администрациях. Введение новых условий хозяйствования способствует увеличению доли внебюджетных средств, которые образуют целевые фонды для решения социальных проблем.

Создание нового хозяйственного механизма в непроизводственной сфере, использование различных форм хозяйствования, включая арендные отношения, кооперативную (в установленном порядке), индивидуальную трудовую деятельность, распространение гибких режимов труда породили новые для бюджетных учреждений понятия: коллективный и арендный подряд, интенсификация производства, стоимость подготовки специалистов, стоимость медицинских услуг, стоимость услуг учреждений культуры и др. К сожалению, внедрение коммерческих принципов в бюджетных учреждениях идет медленнее, чем того требует жизнь.

Все это вносит специфику и новизну в методологию и организацию учета в учреждениях непроизводственной сферы и требует теоретического обоснования. Совершенствование методологии и организации учета в учреждениях непроизводственной сферы имеет принципиальное значение для усиления контроля за социально-экономической отдачей всех видов ресурсов, для мобилизации средств, заработанных трудовыми коллективами, для улучшения качественных показателей работы этих учреждений. Возрастает роль бухгалтерского учета как важнейшего средства получения полной и достоверной информации об имуществе учреждения, его обязательствах и своевременного доведения этих сведений до внутренних и внешних пользователей.

Бухгалтерский учет в учреждениях непроизводственной сферы осуществляет сплошное и непрерывное отражение всех операций, связанных с исполнением сметы расходов по бюджету, а также внебюджетных средств, доля которых должна возрастать в результате коммерческой деятельности. Своевременное, полное и достоверное отражение на балансе учреждения всех операций является непременным условием эффективного управления. Вот почему среди важнейших задач совершенствования учета в учреждениях непроизводственной сферы особое место следует выделить учету показателей коммерческой деятельности бюджетных учреждений, их увязке в общей системе отчетных данных с показателями исполнения смет расходов по бюджету. Решение этой задачи необходимо для максимального использования внутренних резервов, правильного и экономного расходования средств в соответствии с открытыми кредитами и их целевым назначением по утвержденным сметам расходов.

На практике эту задачу пытаются решить созданием двух самостоятельных бухгалтерий в одном учреждении: бюджетной и хозрасчетной. И что, на наш взгляд, является неоправданным: каждую бухгалтерию возглавляет свой главный бухгалтер.

Материалы исследований показали, что уровень организации учета и его эффективность в значительной мере зависят от того, насколько на каждом этапе развития экономики он соответствует потенциальным возможностям общества. Поэтому в современных условиях экономической реформы и ограниченности финансовых ресурсов бюджета можно говорить о расширении задач, стоящих перед учетом в учреждениях непроизводственной сферы. Задачи, которые требуется решить, характеризуют новый этап развития бюджетного учета. Бухгалтерский учет в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, имеет отличия от учета коммерческих предприятий. При этом проблемы организации бухгалтерского учета в учреждениях непроизводственной сферы неоднородны, так как определяются конкретным видом деятельности: здравоохранение и образование, культура и органы правопорядка, социальная защита населения и оборона. Отраслевая специфика должна найти отражение в организации и ведении бухгалтерского учета. Определенную сложность вызывает и необходимость в ряде учреждений вести бухгалтерский учет одновременно по двух планам счетов: исполнения сметы расходов учреждений и финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Новыми условиями хозяйствования допускается объединение средств, поступающих из различных источников. Учреждениям предоставлены широкие права в части привлечения внебюджетных средств за счет хозрасчетной и коммерческой деятельности по оказанию платных услуг населению и выполнению работ по договорам с предприятиями и организациями, сдачи в аренду и реализации недвижимости (прежде всего нежилых помещений). Однако хозрасчетная и коммерческая деятельность не должны осуществляться в ущерб уставной деятельности, финансируемой из бюджета.

Наблюдения убеждают, что в учреждениях непроизводственной сферы не всегда возможно объективно установить четкие критерии зависимости объема финансирования от конечных результатов деятельности. Так, конечный результат в здравоохранении — не охрана здоровья одного жителя в год, а конкретные позитивные сдвиги в профилактике и лечении заболеваний, увеличение средней продолжительности жизни. Затраты, произведенные сегодня, как известно, принесут отдачу с течением времени. Поэтому неверно, с одной стороны, все сводить к стимулированию только разовых «конечных» результатов, а с другой стороны, нельзя полностью отказываться от увязки бюджетного финансирования с активизацией работы учреждения. Бюджетное финансирование способно не только восполнить нехватку средств от платных услуг и реализации, но и обеспечивать достижение целей, которые сложно увязать с критерием коммерческого успеха. Вот почему поступление средств из внебюджетных источников не является основанием для сокращения бюджетных ассигнований на содержание учреждений непроизводственной сферы.

Вы здесь: Главная Социальная работа Экономические основы социальной работы: продолжение