Экономические основы социальной работы: продолжение

Формы экономического взаимодействия государства и организаций третьего сектора в области социальной работы

Характеристика третьего сектора и социальной сферы как экономических категорий


«Все существующие в обществе структуры можно разделить на три части (сектора).

Первую часть или первый сектор составляют государственные органы, которые охватывают все три ветви государственной власти: законодательную (парламент), исполнительную (президент, правительство, исполнительные органы на местах) и судебную (вся система судебных органов). Другими словами, первый сектор – это и есть государство как организация политической власти.

Второй сектор – это вся совокупность предприятий и иных организационных структур, как государственных, так общественных и частных, которые занимаются производственной деятельностью, а также оказанием услуг. Это, в сущности, те структуры, которые составляют экономическую основу общества. Главной целью их деятельности является получение прибыли. Именно для этого сектора первостепенное значение имеет рыночная экономика, рыночные отношения, без которых его существование просто немыслимо.

Третий сектор охватывает широкий спектр различный организаций, которые не входят в первые два. Некоммерческие организации – самое широкое определение. Это такие организации, которые созданы не с целью извлечения прибыли и распределения её между создателями, а с целью оказания кому-нибудь помощи, открытия нового дела, внесения каких-то изменений в существующий порядок вещей. В понятие "некоммерческие организации" входят и политические партии, и профсоюзы, и религиозные организации, и, к примеру, общества пчеловодов, секции любителей карате. Все самые разные объединения людей, не имеющие статуса государственных организаций и не распределяющие прибыль, подходят под определение "некоммерческие организации". Черты, специфически присущие только третьему сектору, следующие:

· выражение инициативы некоммерческого характера;

· самоорганизация на основе объединения;

· демократическая система управления;

· дух добровольческой работы;

· стремление к достижению общественного блага;

· самопомощь и помощь ближнему.

К третьему сектору относятся различные формы зарегистрированных и незарегистрированных объединений, созданных по инициативе граждан с целью:

· выражения и защиты интересов определенных социальных и профессиональных групп;

· достижения значимых для общества изменений;

· раскрытия потенциала каждой личности.

К некоммерческому сектору в России относятся следующие организации:

1) юридические лица, зарегистрированные в одной из следующих организационно-правовых форм:

· общественное объединение;

· религиозные организации;

· политические партии;

· профессиональные союзы;

· потребительский кооператив;

· объединение юридических лиц (ассоциация и союз).

2) филиалы и представительства указанных выше организаций, созданные на основе указанных выше законов;

3) незарегистрированные организации (не имеющие статуса юридического лица), но аналогичные одному из указанных типов организаций и удовлетворяющие в целом определению некоммерческой организации. Белорусское законодательство не декларирует возможности для деятельности незарегистрированных НПО. В 1997 году пресс-служба Министерства юстиции России проинформировала российские средства массовой информации о том, что на территории России могут действовать только те политические партии, профессиональные союзы и другие общественные объединения, которые зарегистрированы и имеют статус юридического лица. При необходимости же информирования о деятельности организаций, не имеющих статуса юридического лица, рекомендуется использовать слова: "незарегистрированное", "нелегальное", "нелегитимное" или другие соответствующие определения;

4) иностранные организации, имеющие некоммерческий статус в своих странах, или статус, эквивалентный определенному выше для некоммерческих организаций в России, возможность деятельности которых легализована на территории Беларуси вышеперечисленными законами.

Понятие "общественное объединение" используется в России для обозначения организаций, принадлежащих к третьему сектору. В научной литературе существует ряд терминов, служащих для определения этого явления. Наиболее часто встречаются такие, как "некоммерческий сектор", "неприбыльный сектор", "неправительственный сектор", "третий сектор", "независимый сектор", "благотворительный сектор", "добровольный сектор". Каждое из этих названий акцентирует внимание на какой-либо важной стороне деятельности неправительственных организаций: неприбыльном характере деятельности, автономии от государственных структур, промежуточном положении в обществе, ориентации на оказание благотворительных услуг, добровольности членства и участия в акциях организаций.

Тем не менее, общепринято во всем мире называть такие организации неприбыльными неправительственными (негосударственными) организациями, тем самым подчеркивая их независимость от государства и фокусируя внимание на благотворительных целях, а не на зарабатывании денег.

Понятие "негосударственный" само по себе может включать коммерческий мир целиком, и поэтому не является достаточным.

Понятие "неприбыльный" в отдельности звучит довольно странно, так как возникает вопрос о том, каким образом финансируется деятельность подобной организации. В таком случае это подразумевает, что средств на зарплату и прочие расходы нет, и что все делается на безвозмездной основе.

Созданные самими гражданами и по инициативе граждан, некоммерческие организации постоянно говорят обществу о его проблемах, и сами находят новые пути решения проблем.

На данном этапе социально-экономического развития российского общества некоммерческие организации в большинстве своем создаются с целью самопомощи, поскольку государство не проводит последовательной политики в социальной сфере и не располагает действенной системой социальной защиты. Недостаточно средств даже на то, чтобы поддерживать систему социального обеспечения особо нуждающихся групп хотя бы на прежнем "доперестроечном" уровне. В то же время число людей, которых следует отнести к разряду особо нуждающихся, постоянно растет. Вот и объединяются эти люди в некоммерческие организации с очень простой целью: помочь самим себе выжить. Проводимая ими работа отличается от традиционной помощи "сверху" тем, что члены организации кровно заинтересованы в решении проблемы. А, как известно, степень личной заинтересованности во многих случаях является определяющим фактором успеха. Кроме того, между проблемой и людьми, которые пытаются её решить, нет длинной бюрократической цепочки. Это позволяет не распылять средства и действовать гораздо оперативнее. Наконец, любая проблема может иметь множество решений. Однако они в разной степени соответствуют реальным нуждам общественных групп, в интересах которых проблема решается. Очевидно, что некоммерческие организации в силу интенсивных и лишенных формализма контактов с населением будут более чутко реагировать на его реальные нужды. Представители некоммерческих организаций ежедневно сталкиваются с бедностью, бесправием, несправедливостью в отношении самых широких слоев населения. Осознавая свою ответственность, именно представители общественных объединений предлагают конструктивное сотрудничество в плане решения общей задачи – реформирования социальной сферы путем стимулирования роста доходов населения, формирования нового механизма финансирования социальных программ и проектов, преодоления государственной монополии в этой сфере, а главное – привлечения разнообразных ресурсов некоммерческого сектора.

Российский некоммерческий сектор включает более пяти тысяч организаций, которые реализуют общественно полезные проекты (социальная работа, образование, культура, охрана здоровья, экология, защита прав человека и другие области); тысячи рабочих мест и добровольцев, безвозмездно работающих в интересах других людей; сотни тысяч людей, для которых благотворительные организации – жизненно важный источник помощи и надежды; сотни миллионов рублей пожертвований от международных благотворительных фондов и частных лиц ежегодно.

Некоммерческими организациями созданы уникальные методики работы с самыми разными категориями населения, которые не только помогают людям решать их проблемы, но и раскрывают человеческий потенциал, пробуждают гражданскую инициативу.

Государственная статистическая отчётность по общественным объединениям, политическим партиям как в разрезе различных форм собственности (государственной и негосударственной), так и в разрезе организационно-правовых форм с подразделением на коммерческие и некоммерческие не ведется. Государственная статистическая отчётность ведется только по потребительской кооперации как хозяйственной системе.

Среди общественных объединений тоже есть немало "подвидов". Это и общественные организации, и общественные движения, и общественные фонды. Два главных подвида – организации, созданные людьми, чтобы помочь самим себе, и организации, созданные, чтобы помочь другим. Первые чаще всего называют общественными организациями, а другие – благотворительным. Представьте себе общество предпринимателей или ассоциацию выпускников. Они объединяют людей по признаку общего интереса, как правило, в них есть формальное членство, и работают они только на благо членов этого конкретного общества. Первая мысль человека, который оказался в трудной ситуации – найти таких же, как он: поймут, поддержат, не будут задавать лишних вопросов. Объединяются вместе, конечно, не только те, кто в беде, а также все увлеченные одним делом. В число так называемых организаций самопомощи могут входить и профессиональные ассоциации (например, врачей-психиатров), и общества родителей с детьми-инвалидами. Одно их делает похожими: в своих целях и задачах, в своей деятельности они не выходят за рамки членства, помогают только узкой группе людей, основавших эту организацию или вступивших в её ряды.

You are here: Главная Социальная работа Экономические основы социальной работы: продолжение