интим

Экономические основы социальной работы — Экономическое пространство социальной работы

Экономическое пространство социальной работы

Социальная работа осуществляется в определенном экономическом пространстве, которое входит в социальное пространство в целом.

По определению ученых (Яковлева А.И., Холостова Е.И. и др.), социальное пространство как форма общественного бытия предстает в виде обширного “поля”, где на разных уровнях и в разных сферах социальной реальности взаимодействуют органы и учреждения, всесторонне обеспечивающие общественную жизнедеятельность, осуществляются социальные связи и отношения между общественными субъектами (социальные группы, индивиды). Это процесс, развернутый во времени, в непрерывном движении всех структурных элементов и преобразований.

В социальном пространстве осуществляются экономические связи и контакты, выражаются многообразные экономические формы и способы сосуществования и взаимодействия социальных субъектов (личность, семья, трудовой коллектив, общность, группа и т.д.), образуя своеобразное экономическое пространство.

Экономическое пространство социальной работы — это постоянно развивающаяся, упорядоченная социальная система, экономическое воздействие институтов социальной защиты, ее субъектов и объектов, обеспечивающее условия для нормальной жизнедеятельности членов общества, оптимального удовлетворения их потребностей и реализации творческого потенциала личности.

Структура социального пространства чрезвычайно сложна. Ее экономические связи должны быть направлены на обслуживание абсолютно всего населения государства, а не только тех, кто нуждается в социальной поддержке и помощи.

Социальная работа и социальное обслуживание осуществляются по месту работы и жительства, в исправительно-трудовых учреждениях, в специальных пансионатах, домах, лечебницах, различных нестандартных учреждениях социального обслуживания (ЦСО, приюты, гостиницы, службы), где находят временное или постоянное призрение престарелые, инвалиды, сироты, беженцы, не имеющие жилья или перенесшие стихийное бедствие люди. В каждой из этих сфер своя структура социальной работы.

Понятие “экономическое пространство социальной работы” связано с понятием “социальная сфера” в ее взаимодействии с экономической, политической и духовной сферами жизни общества.

Важнейшей задачей социальной сферы является изучение экономических потребностей субъекта (личности, семьи, коллектива и т.д.), выявление экономического потенциала по их удовлетворению в соответствии с научно обоснованными нормами и экономическими возможностями общества на данном этапе.

В структуре реализации экономических механизмов этого пространства выделяют два основных элемента: государственный (федеральный, региональный и местный) и негосударственный.

Экономическое пространство социальной работы включает экономику всей системы социальной защиты, экономику образования, здравоохранения, сферы трудовых отношений, культуры, быта и др. Экономика каждой из этих сфер имеет специфические особенности и выполняет специфические функции.

На предприятиях образуется материальная база социальной защиты населения за счет отчислений в фонды обеспечения и социального страхования; создаются рабочие места и условия труда, ведется жилищное строительство, осуществляется социально-бытовое обслуживание работающих, их материально-экономическая поддержка и т.д. Производственные предприятия, учреждения заботятся об отдыхе, лечении, повышении квалификации своих сотрудников.

Определенную роль в экономических отношениях играют профессиональные союзы трудящихся. Причем следует отметить, что их значение как выразителей и защитников социальных интересов членов общества в условиях рыночных отношений объективно должна увеличиваться.

Вследствие разгосударствления и изменения форм собственности, нарастания безработицы, роста доли пожилых людей в составе населения значимость роль социальной работы по месту жительства резко возрастает. И это требует укрепления ее экономической базы. В соответствии с законом “О местном самоуправлении в Российской Федерации” (принят 6 июля 1991 г. и уточнен 22 октября 1992 г.), Гражданским кодексом РФ (октябрь 1994 года) и другими нормативными актами органы территориального общественного самоуправления все более активно участвуют в создании и ресурсном обеспечении деятельности учреждений, предприятий, социальных служб с целью удовлетворения социально-бытовых проблем жителей территории.

Возрастает их роль в финансировании целевых социальных программ, строительстве и ремонте жилищного фонда и объектов социальной инфраструктуры, активизации экономической деятельности малого и среднего предпринимательства, создании благоприятных экономических условий для самообеспечения населения.

Все более сложной в социальном пространстве становится задача обеспечения социально-экономических условий в пенитенциарных учреждениях. Ее решение зависит от многих субъектов социальной сферы: министерств внутренних дел, труда и социального развития, образования, здравоохранения и культуры, а также благотворительных и милосердных организаций. Для обеспечения функционирования этого сегмента социального пространства необходима выработка принципиально новой социально-экономической концепции работы с людьми, преступившими закон и нормы морали.

Неотъемлемой частью экономического пространства социальной работы является сфера социального попечительства: дома для престарелых и инвалидов, детские дома и др. Требует пересмотра и совершенствования система их материального и финансового обеспечения, развития предпринимательской деятельности.

Составной частью экономического пространства социальной работы является здравоохранение. Статья 41 Конституции РФ гласит, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет соответствующих средств бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Исходным в прогнозе здоровья нации является зависимость его от общественно-экономических отношений и структур, характера общественного развития. В настоящее время очевидна необходимость поиска новых форм взаимодействия комплекса экономических, социальных, государственных, правовых, экологических и других структур, участвующих в формировании здоровья. Для этого нужны новые подходы к организации всей работы в деле охраны здоровья народа, одним из которых может явиться создание в нашей стране медико-социальной помощи населению.

В настоящее время медико-социальная помощь рассматривается как один из основных механизмов реализации на практике государственной политики в области социальной защиты и поддержки населения. Необходимо рассматривать здоровье как экономическую категорию. Понятие “общественное здоровье”, или “экономика здоровья”, возникло в связи с необходимостью получить ответ на вопрос о влиянии государства, общественно — экономических отношений на уровень здоровья населения в целом и отдельного человека в частности. Общественное здоровье — это макроэкономический показатель, непосредственно влияющий на расширенное воспроизводство рабочей силы и, следовательно, на процесс материального производства общественного богатства государства и благосостояния человека как объекта социальной работы. Иначе говоря, оно побуждает общество поддерживать высокие показатели здоровья населения (нации, класса, группы, семьи и т.д.) и находить интегральный критерий оценки общественного здоровья.

С этой точки зрения, реформирование здравоохранения должно осуществляться на основе следующих ключевых принципов: повышение профилактической направленности; единство медицинской науки и практики здравоохранения; участие населения в решении финансовых вопросов охраны здоровья; разумная децентрализация управления; создание рынка медицинских услуг; многоканальность финансирования в системе охраны здоровья населения в соответствии с объемом и качеством предоставляемых услуг, медико — социальная профилактика и др.

Переход к рынку потребовал реформы в экономике системы здравоохранения, изыскания дополнительных источников ее финансирования. Одним из основных направлений стало введение обязательного медицинского страхования для всего населения России. Оно гарантирует получение необходимого минимума бесплатной медицинской помощи.

Государством финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения. Принимаются меры по сохранению и развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. Вместе с тем процессы разгосударствления и суждение в связи с этим ресурсных и финансовых возможностей государства привели к резкому сокращению средств на нужды социальной сферы. Поэтому важное значение приобретает обеспечение адекватности финансовых ресурсов государственным гарантиям в сфере здравоохранения, поэтапное повышение доли средств, направляемых на финансирование здравоохранения, до 6-7% внутреннего валового продукта за счет роста страховых взносов на обязательное медицинское страхование юридических и физических лиц и средств бюджета.

Совершенствование системы финансирования должно быть направлено, прежде всего, на рациональное использование имеющихся финансовых ресурсов и их соответствие предоставляемому объему медицинской помощи. Это предполагает постепенный отказ от принципа содержания медицинских учреждений независимо от объема оказываемых ими услуг.

При этом система финансирования здравоохранения должна основываться на использовании финансовых ресурсов в качестве экономического инструмента повышения социальной и медицинской помощи. В соответствии с концепцией развития здравоохранения и развития медицинской науки Российской Федерации возможны две схемы финансирования медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования. Первая схема: финансирование через страховые медицинские организации, выполняющие функции страховщиков. Вторая схема: финансирование медицинских организаций напрямую филиалами территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Перспективным направлением преобразований в системе медицинского страхования является система частичного “фондодержания” для поликлиник и семейных врачей.

Для обеспечения целевого и эффективного использования средств, выделяемых государством на здравоохранение, необходимо введение в законодательство мер, обеспечивающих более эффективный контроль за расходованием средств обязательного медицинского страхования, за финансово — хозяйственной деятельностью организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения.

В целях финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования концепция предусматривает закрепление источника финансирования в федеральном бюджете как долю поступлений от налога на добавленную стоимость и ее перечисление в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ОМС).

Для увеличения возможности Федерального фонда по выравниваю финансовых средств регионов, направляемых на реализацию базовой программы ОМС, предполагается установить распределение страховых взносов в следующем соотношении: Федеральный фонд ОМС — 0,5%, территориальные фонды ОМС — 3,4%, итого 3,9% на обязательное медицинское страхование.

Важнейшим элементом проведения государственной и муниципальной политики в области здравоохранения является единая система стратегического и текущего планирования, обеспечивающая рациональное построение системы организации здравоохранения в современных условиях. Широкое использование современных методов целевого планирования и программирования в социально ориентированной отрасли имеющей для выполнения конституционных гарантий ограниченные средства, позволит повысить эффективность использования ресурсов и лучше обеспечить потребности населения в медицинской помощи.

Планирование предполагает установление четких целей и финансового обеспечения обязательств государства по предоставлению медицинской помощи и развитию системы здравоохранения.

Совершенствованию системы управления и повышению ее эффективности должно способствовать также введение системы контрактных отношений для руководителей органов и учреждений здравоохранения.

Одним их субъектов экономического пространства социальной работы является система образования. В статье 43 Конституции РФ записано, что каждый имеет право на образование; гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных учреждениях и на предприятиях; каждый праве на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном учреждении и на предприятиях.

Образование выполняет по меньшей мере две важнейшие функции. Первая, в широком смысле, — развитие личности, включая ее социализацию, а также духовное, нравственное и художественное развитие. Вторая — экономическая функция, подчиненная требованию воспроизводства квалифицированной рабочей силы. Предпосылкой общественного прогресса является взаимосвязь этих функций. А условием реализации этой взаимосвязи — создание соответствующих ресурсных условий. При этом общество должно руководствоваться основным постулатом: инвестиции в человека, в его всесторонне развитие — наиболее эффективны и потому должны быть приоритетными.

Процесс становления рыночных отношений в России сопровождается сохранением монополии государства во многих социальных сферах, включая и образование, при значительном сокращении его финансовых возможностей, как и известный консерватизм самой высшей школы при отсутствии такого инвестиционного института, как благотворительность.

Вы здесь: Главная Социальная работа Экономические основы социальной работы