Экономические основы социальной работы — Государственный минимальный социальный стандарт и порядок его формирования

Государственный минимальный социальный стандарт и порядок его формирования

Тезисы о необходимости становления в России подлинно федеративного государства, об огромных различиях между российскими регионами в уровне и условиях их социально-экономического развития уже давно стали банальными, однако к настоящему времени в России так и не сформировалась адекватная огромному пространству страны, существующим территориальным диспропорциям федеральная региональная политика. В долгосрочной перспективе реализация федеральной региональной политики должна привести к тому, что:

- в России не будет регионов с почти полностью отсутствующей экономической базой (вроде некоторых нынешних национальных автономий), во всех регионах будут созданы условия для использования имеющегося в них потенциала развития,

- сбалансировано будут развиваться западная и восточная части страны, они будет одинаково привлекательны для жизни населения, в связи с этим перед Россией не будет стоять угроза китайской экспансии,

- разрыв между самыми «богатыми» и самыми «бедными» регионами будет не больше разрыва между «богатыми» и «бедными» регионами в промышленно развитых странах,

- будет решена проблема суперконцентрации населения и экономической жизни в Москве,

- каждый региональный губернатор будет заинтересован в социально-экономическом развитии своего региона и будет проводить эффективную социально-экономическую политику, потому что федеральные власти не будут провоцировать иждивенчество и дадут региональным властям достаточно полномочий.

Для достижения названных целевых ориентиров в России должна сформироваться федеральная региональная политика, отвечающая общемировым стандартам. Общепризнанными целями региональной политики являются территориальная справедливость, экономическая эффективность, политическая стабильность.

Территориальная справедливость — это социальная справедливость в территориальном разрезе. Достижение территориальной справедливости предполагает, что определенная часть доходов должна распределяться между территориями прежде всего для обеспечения социальных гарантий гражданам на всей территории страны, независимо от места их проживания. Другим по важности правилом территориальной справедливости является распределение доходов между территориями пропорционально их вкладу в создание этих доходов. Таким образом, распределение доходов между территориями, как и распределение доходов в обществе в целом, должно быть, с одной стороны, направлено на обеспечение минимальных потребностей всех, с другой стороны, необходимо соблюдение принципы «кто больше создает, тот больше получает».

Экономическая эффективность — это наиболее полное использование потенциала экономического развития как страны в целом, так и отдельных ее регионов.

Поскольку цели достижения территориальной справедливости и экономической эффективности далеко не всегда могут быть четко очерчены и нередко вступают в противоречие друг с другом (например, перераспределение средств в пользу «беднейших» регионов — с максимизацией темпов экономического роста в стране), критерием найденного компромисса между территориальной справедливостью и экономической эффективностью является политическая стабильность — отсутствие в обществе конфликтов, связанных с федеральной региональной политикой.

Названные цели региональной политики — территориальная справедливость, политическая стабильность, экономическая эффективность — в полной мере справедливы для России, и нет смысла продолжать дискуссию о целях федеральной политики в отношении регионов. Другое дело, что достижение этих общепризнанных целей требует решение целого ряда разнообразных задач, актуальных именно в российских реалиях.

Вы здесь: Главная Социальная работа Экономические основы социальной работы