Основные понятия христианства — Распространение христианства

Распространение христианства. Богословие и христианская литература.

Христианство возникло в начале нашей эры в Иерусалиме и на протяжении первого тысячелетия от РХ. неуклонно распространялось с Востока на Запад. Первые христианские общины появились в границах Римской империи: в Малой Азии, Сирии, Египте, Греции и Италии, а затем Галлии, Испании и на Британских о-вах. Тем же путем шло распространение и развитие христианского богословия и христианской литературы.

Ортодоксальное богословие зарождается в лоне христианской научной апологетики и борьбы с ересями (Иустин Философ, Тертуллиан, Ириней Лионский, Ориген). Из богословских школ выделяются Александрийская и Антиохийская, давшие начало двум противоположным направлениям мысли: «идеалистическому» (аллегорическому, тяготевшему к платонизму) и «реалистическому» (буквальное толкование Библии в духе иудейской традиции).

В эпоху тринитарных и христологических споров (4-8 вв.) обсуждается вопрос о соотношении Лиц Пресвятой Троицы и проблема двух природ во Христе (человеческой и божественной). Позиция, принятая на Вселенских соборах, определила догматику вселенской Церкви. Большой вклад в ее формирование внесли «новоникейцы» Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский (4 в.), которые сумели найти в античной философии точные термины, отразившие всю глубину богословских понятий. Христианская антропология (учение о человеке) нашла дальнейшее развитие в трудах Иоанна Златоуста (конец 4-5 в.). На Востоке православную позицию относительно природы Иисуса Христа защищали Максим Исповедник (7 в., против ереси монофелитов) и Иоанн Дамаскин (8 в., против иконоборцев). Из римских пап особый вклад внес в разрешение христологической проблемы Лев Великий, приславший на собор в Халкидоне свой знаменитый Томос. На Западе, однако, богословские тонкости греческого Востока стали понятны не сразу. Большой вклад в разъяснение ортодоксальной позиции латиноязычным читателям внесли Амвросий Медиоланский и Иероним Стридонский (конец 4 в.). Иероним прославился также как переводчик Библии с греческого на латинский народный язык. Его перевод получил название Вульгата и с 9 в. стал официальной версией Библии на Западе. Наибольший вклад в развитие раннего богословия на Западе внес Августин Блаженный, которому принадлежит ряд оригинальных произведений («Исповедь», «О граде Божием»). Большое влияние на богословскую мысль средневековья оказало его учение о предопределении. Параллельно богословию развивается христианская историческая литература (Евсевий Кесарийский на Востоке, Лактанций и Орозий на Западе).

В 4-6 вв., в эпоху распада империи и образования варварских королевств, христианство становится официальной религией германских народов: готов, франков, англосаксов, в среде которых появляется христианская литература и богословие. Крещение готов связано с именем епископа Вульфилы, который создал готский алфавит на базе греческого и перевел Библию на готский язык. Готы приняли христианство из Константинополя в конце 4 в., когда попросили убежища у восточного императора, спасаясь от гуннов. При византийском дворе в то время господствовала арианская ересь, и готы стали арианами. Впоследствии это осложнило их отношения с католическим населением завоеванных ими Италии и Испании, где они основали свои королевства. В государстве остготов христианская литература развивается в русле римской традиции: Кассиодор, Боэций, Иордан. В испанском государстве после перехода вестготов в католичество появляется такой крупный писатель как Исидор Севильский. У франков первым принял католическое крещение король Хлодвиг (498), однако эпоха Меровингов небогата литературой. «Священная история франков» Григория Турского. Англосаксы обращены в христианство миссией папы Григория Великого (597). Их крупнейший богослов и писатель — Беда Достопочтенный («Церковная история народа англов»). В эпоху викингов (9-11 вв.) христианство принимают скандинавские народы Дании, Швеции, Норвегии и Исландии, однако их литература долго сохраняет следы язычества.

Благоприятные условия для развития христианской литературы создал при своем дворе Карл Великий, пригласивший ученых из разных стран — Италии, Испании, Англии и Ирландии. В эпоху Каролингов прославился ученостью Храбан Мавр, энциклопедист и комментатор Св. Писания, а также Иоанн Скотт Эригена, переводчик и интерпретатор греческих богословов. В целом же 9-11 века (эпоха викингов) мало способствовали систематическим ученым занятиям. Расцвет богословия наступает в средневековой культуре позже, в 12–14 вв., в связи со следующими факторами: процветание городов, расширение кругозора, знакомство с арабской культурой, образование университетов, появление ересей.

Важную роль сыграл наметившийся антагонизм философии и мистики. Мистическое богословие (Бернард Клервоский) выдвигало на первый план в вопросах веры интуицию и откровение, в то время как рационалисты и диалектики (Аверроэс, Абеляр) исходили прежде из требований формальной логики Аристотеля. Философия начинает претендовать на познание истин веры. Мистики стремятся оградить религиозный опыт от разъедающегося анализа (Бернард против Абеляра). В пылу споров рождается схоластика как ответ на волны свободомыслия. Ее цель — поставить оружие разума на защиту церковных догм и традиций. Ранее, на Востоке, в эпоху вселенских соборов, догматические истины открывались в высших созерцаниях. Теперь, на Западе, схоластическое богословие оперирует другим уровнем разума, более удаленным от мистических высот и приближенным к естественному рассудку. Схоластики пытаются осмыслить содержание веры, оставаясь в рамках разума диалектического, подчиненного законам формальной логики. Три периода схоластики: возникновение (9–12вв.), расцвет (13), упадок (14–15). Значение схоластики: европейцы научились отвлеченно мыслить о Боге, мире и природе. Ансельм Кентерберийский (11 в.) — последний «отец Церкви» и первый схоластик. Дал онтологическое обоснование бытия Божия.

Разные направления схоластики: номинализм и реализм. Спор об универсалиях (абстрактных понятиях). Номиналисты продолжали традиции киников и стоиков: универсалии суть лишь имена, не имеют реальности «ни на земле, ни на небе», отображают лишь сходство конкретных вещей в сознании человека. Главный признак реализма: признание изначального существования универсалий (в духе платоновских «идей») независимо от чувственно воспринимаемых сущностей. Предтечей крайнего реализма был Эригена (9 в.), который создал целостное учение об «эманации» (исхождении) низших (постигаемых чувствами) областей бытия из высших (идеальных). Как из Бога возникает идеальный мир, так из идеального мира возникает мир материальный. Крайний реализм представлял для церковной догмы еще большую опасность, чем крайний номинализм, так как предполагал слияние Бога с природой (пантеизм), удаление Его от мира и вечность материи (хотя и в виде «идеальных зародышей»). В средневековом богословии возобладал умеренный реализм: универсалии реальны, но совпадают с формами (первообразами) вещей и не существуют вне чувственного мира. Это направление мысли коренилось в возрожденной философии Аристотеля.

Первым использовал аристотелизм для систематизации богословия Альберт Великий, разделивший цели философии (знание) и веры (спасение). Величайшим богословом западной церкви признан ученик Альберта, Фома Аквинский, в трудах которого был достигнут окончательный синтез античной философии (Платона и Аристотеля) и церковной догматики. Философия — путь к принятию истин Откровения и «служанка теологии». Соединения рационального и мистического начала в богословии достиг в своем труде «Путеводитель души к Богу» кардинал францисканского ордена Бонавентура.

Дальнейшая рационализация Богословия в протестантизме. Отказ от Священного Предания. Индивидуализм в толковании Библии. Раскол на секты.

Вы здесь: Главная Религия Религия и религиоведение Основные понятия христианства