Основные понятия христианства — Возвышение авторитета римского престола

Возвышение авторитета римского престола

Уже из Послания апостола Павла к римлянам следует, что Римская церковь пользовалась особым почетом среди христиан. Для авторитета Римской церкви большое значение имел место, где протекала ее деятельность — «вечный» город Рим. Римская церковь там — древнейшая, единственная апостольская кафедра, освященная именами и кровью апостолов Петра и Павла с конца 2 в. Христианство на Западе развивалось из Рима, так что большинство западных церквей видели в Римской церкви Церковь-мать, от которой получили они предание веры и апостольское преемство.

Отсюда беднейшие общины привыкли ждать материальной и духовной поддержки. Здесь, в силу близости к языческой власти, ярче проявлялся героизм мучеников (Игнатий Антиохийский при Траяне). Отсюда выходили и сюда стекались лучшие писатели и учители. Отсюда расходилась проповедь по меньшим городам и селениям

В рамках иерархической структуры первоначальной Церкви Петру принадлежит положение старшего. Он, кому явственно было дано предпочтение от Господа (Мф 18: 18, Ин 21: 15), играет решающую роль на Апостольском соборе (Деян 15: 7).. Павел, получивший откровение от Самого Господа, пришел в Иерусалим, чтобы видеть Петра (Галл 1:18). Главенство Петра недвусмысленно утверждается в Писании («на сем камне я созижду Церковь Мою» Мф16:18). Другой вопрос — насколько пригодны принятые позднее римские понятия «викариата» и «принципата» для того, чтобы правильно интерпретировать служение Петра. В институте папства есть много исторически обусловленного, что может отпасть (Лортц 54).

Если положение на Западе Рима было исключительным, то и на Востоке Церковь апостола Петра пользовалась особым уважением, так что уже Игнатий Антиохийский называл ее «председательствующей в любви». После заката Иерусалимской апостольской общины Рим стал центром того вселенского единства и согласия, которое противополагал Ириней Лионский дроблению гностических сект.

Св. Ириней (115–202), Против ересей, книга 3: «Святая Римская Церковь, мать и владычица всех Церквей, должна быть спрошена во всем, касающемся веры. Когда, споря с еретиками, мы излагаем Предания, которые превеликая святейшая и пренебесная Римская Церковь, основанная Петром и Павлом, от них же получила и сохраняет преемством своих епископов. Ты тогда сокрушаем еретиков… потому что с этой Церковью должны согласовываться все Церкви и все верующие во всей вселенной, высокого ради ее главенства, и потому что в ней верующие, во всем мире рассеянные, сохраняют предание, от апостолов исходящее».

В 251 г. св. Киприан Карфагенский называет Римскую Церковь Престолом Петра и главной Церковью, от которой происходит сообщество епископов».

В 268 г. Павел Самосатский, епископ Антиохии, был низложен собором епископов за ересь. Император поддержал его преемника, с кем «главы христианской религии в Италии и епископ Рима поддерживают отношения через Послания».

С конца 2 в. видно зарождение и развитие на Западе «римского самосознания»: «председательство в любви» начинает оцениваться римскими епископами как «председательство во власти». В 190 г. папа Виктор требует принятия римской практики празднования Пасхи (в первое воскресенье после еврейской) и отлучает малоазийские церкви от общения с Римом (Поликрат Эфесский). В середине 3 в. папа Стефан требует подчинения римскому решению перекрещивать еретиков. Восстает Киприан Карфагенский. Здесь и признание вселенского значения Рима, и реакция на римское истолкование этого значения. Реакция по конкретному поводу. Вопрос не ставится по существу. Когда Восток столкнется позже с римским преданием, непонимание перейдет в расхождение и разделение.

С 4 в. намечается соперничество между четырьмя патриархатами — Рим, Константинополь, Антиохия, Александрия.

Кроме морального авторитета, требуется и верховная юрисдикция. Возникает иерархия местных церквей (христианство как городская религия). Кроме Священного Предания, играют роль население города, его политическое значение, богатство, просвещение, заслуги перед православием. Антиохия и Александрия дискредитированы ересями. К тому же в 7 в. восточные патриархаты подверглись иноверному завоеванию. На арене остались лишь Византия и Рим.

В 4–6 в. государственное значение Рима очень упало, сперва в силу перенесения императорской резиденции в Равенну, потом в силу завоеваний варваров. Константинополь опередил Рим. Уже на втором вселенском соборе было постановлено, а на четвертом подтверждено, что Новый Рим уравнен со Старым во всем. Однако из уважения к старине за Старым Римом оставалось первое почетное место. Византийское правительство нуждалось в папах лишь до тех пор, пока оно надеялось вернуть Италию. Восточной церкви папы были нужны как авторитет, лежащий вне пределов фактической власти императора — чтобы вести борьбу с императорами-еретиками и византийским цезаропапизмом.

Папам было выгодно признавать власть Империи, чтобы сохранять в глазах варваров независимое положение и обаяние древнего, императорского Рима. Однако на Западе падение империи (476) еще выше подняло значение римского епископа. Он стал средоточием, и религиозным, и политическим, и национальным, западно-римской ортодоксии (правоверия), права и культуры против германского варварства. Уже в трудах Августина Блаженного зарождается представление о формально-юридическом первенстве пап в Церкви. Этому способствовало и участие Рима в борьбе с ересями.

Вы здесь: Главная Религия Религия и религиоведение Основные понятия христианства