Религиоведение

РЕЛИГИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА


Религия — одна из древнейших исторических форм мировоззрения людей. Мировоззрение – это целостный комплекс знаний, представлений, оценок и установок по отношению к окружающему миру. В чем же состоит особенность именно религиозного мировоззрения? Слово «религия» происходит от латинского liga, что означает «связь», а приставка «ре-» означает «восстановление». Следовательно, религия — это восстановление связи. Но какой связи, между кем?

В жизни каждого человека рано или поздно возникают так называемые «вечные» вопросы: откуда я появился? что является главным в моей жизни? зачем я живу? в чем смысл жизни? что ждет меня за порогом смерти? На эти вопросы нельзя ответить, опираясь только на личный жизненный опыт или на собственные рассуждения. В конце концов, никто еще не возвращался «оттуда», из-за порога смерти, поэтому никто из смертных не мог взять на себя ответственность утверждать, что он настолько мудр, что знает, как и зачем жить людям, в чем смысл их жизни. Поскольку людям свойственно ошибаться, им необходимо внешнее, безусловное, авторитетное мнение по этим вопросам. Таким авторитетным мнением является Божественное Откровение, с которого начинается любая религия.

Бог — ключевое понятие в каждой религии. Под ним подразумевается Высшая Сила, от воли которой зависит судьба человека и мира. В разных религиях Бог называется по-разному: Аллах, Саваоф, Будда, Деус... Богов может быть несколько. Бога могут рассматривать как нечто «человекоподобное», к кому можно обращаться, а иногда под ним понимают Космос или природную стихию. Чаще всего Бог является силой, порождающей человека, управляющей его судьбой, поэтому через Откровение Бог дает людям заповеди, то есть правила поведения, выполняя которые они становится такими, какими их хочет видеть Бог. Бог иногда общается с человеком, но не «напрямую», а опосредствованно, через своих посланников, которых называют пророками. Пророк — это не сам Бог, а человек, устами которого Всевышний произносит свое Откровение. В истории религий известны такие пророки, как Мухаммед, Моисей, Будда; во многом роль пророка исполнял и Иисус Христос.

Проповедуя божественное учение, пророки собирали вокруг себя уверовавших в эти истины. Люди добровольно объединялись для совместной духовной жизни, так как считали, что открыли для себя единственно истинный путь. Такое объединение людей в масштабах общества стало называться Церковью (именно это слово принято в христианстве). В других религиях данное понятие обозначается по-другому: умма (ислам), сангха (буддизм), синагога (иудаизм) — но сути дела это не меняет. В современном обществе подобные объединения, понимаемые как собрания верующих, имеющих общие цели, называются конфессиями (от лат. — вероисповедание).

Религия, таким образам, имеет два истока — «внутренний» и «внешний». Внутренний — это стремление человека обрести ясные ответы на вопросы, выходящие за рамки его существования, на вопросы о смысле жизни и смерти. Ответы на них человек находит в каком-либо духовном учении, которое объединяет уверовавших в него в специальную общность. Так возникает конфессиональная принадлежность к определенной религиозной общине, Церкви. Религиозность является первичной по отношению к конфессиональности, но если религия действительно претендует на то, чтобы владеть умами и душами большинства, она неизбежно должна обрести социальные формы, объединяющие ее последователей. Это внешняя сторона выражения религиозности.

Каждая конфессия отличается от прочих собственной догматикой, то есть собранием неких положений — догматов, в которые необходимо безоговорочно верить. В то же время в любой религии есть своя мистика — возможность непосредственного общения со сверхъестественным миром, «тем светом»: Богами, ангелами, бесами, уже умершими людьми и т.п.

Таким образом, религия — это одновременно и общественное, и глубоко индивидуальное, личностное явление. Каждый сам выбирает: верить ему или не верить, соблюдать заповеди и обряды или не соблюдать. Но, вне зависимости от выбора отдельного человека, феномены веры и конфессиональности существуют в обществе на протяжении всей его истории. И если мы хотим обеспечить общественный порядок, то не должны их игнорировать. Исторический опыт построения атеистического (атеизм — отрицание Бога, церкви, религиозности как таковой) общества в нашей стране показал абсолютную несостоятельность подобных попыток. Стремление верить во что-то Высшее абсолютно неискоренимо в человеке — ведь даже самые ярые сторонники коммунистической идеи жили и умирали ради идеальных ценностей, туманного «светлого будущего».