Лекция по психопатологии — Расстройства внимания. Синдром дефицита внимания в детской практике

Расстройства внимания. Синдром дефицита внимания в детской практике

Вниманием называется направленность психики на определенные объекты, сосредоточенность на них.

Различается внимание непроизвольное (пассивное), произвольное (активное).

Внимание обладает рядом особенностей, из которых можно выделить: интенсивность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Все особенности присущи и активному, и пассивному вниманию, но неоспоримо большее значение имеет исследование этих свойств при произвольном внимании.

К расстройствам внимания следует, прежде всего, отнести невнимательность.

Невнимательность первого типа является рассеянность, определяемая легкой непроизвольной переключаемостью малоинтенсивного внимания. Этот вид невнимательности свойствен дошкольникам и астенизированным людям (больным), в том числе и в результате переутомления, нарушения дыхания, неправильного воспитания.

Невнимательность второго типа, напротив, определяется высокой интенсивностью и трудной переключаемостью внутринаправленного внимания. Это — тип "невнимательности ученого", сосредоточенного на своих мыслях. У больных он свойствен лицам со сверхценными и навязчивыми мыслями.

Невнимательность третьего типа определяется не только весьма слабой интенсивностью концентрированного внимания, но еще более слабой его переключаемостью. "Это называется обычно стариковской рассеянностью, когда, наоборот, это есть сосредоточенность, но невольная, пассивная, дефектная", — писал И.П. Павлов. Такое внимание часто наблюдается в клинике и, в частности, в условиях кислородного голодания.

Формы расстройств внимания определяют следующие его нарушения: повышенная отвлекаемость (гиперметаморфоз внимания) — чрезмерная подвижность внимания, постоянный переход от одного объекта и вида деятельности к другому; уменьшение объема внимания, инертность (малая подвижность) внимания — невозможность своевременной быстрой переключаемости или патологическая фиксация внимания; гипо-и апрозексия — невозможность в течение необходимого периода времени сосредоточить на чем-нибудь внимание и полное выпадение внимания.

При одних патологических состояниях страдают преимущественно одни свойства внимания, при других обнаруживается недостаточность иных свойств.

Гиперкинетическое расстройство (минимальная мозговая дисфункция (ММД), синдром гиперактивности, дефицита внимания, психомоторной расторможенности) — сборная группа различных по причине, механизмам развития и клиническим про­явлениям патологических состояний. Характерными ее призна­ками являются повышенная возбудимость, эмоциональная не­устойчивость, диффузные легкие очаговые неврологические симпто­мы, умеренно выраженные сенсомоторные и речевые нарушения, расстройства восприятия, отвлекаемость, трудности поведения, недостаточная сформированность навыков интеллектуальной дея­тельности, трудности обучения. Гиперкинетическое расстройство выявляется у 5—15% детей школьного возраста. Расстройства социального поведения выявляются у 70% детей, а у 25% взрослых пациентов диагностируется диссоциальное расстройство личности. К взрослому возрасту состояние нормализуется примерно у 75%, причем последними компенсируются нарушения внимания.

Причины и механизмы развития гиперкинетического расстройства остаются до конца невыясненными. Выдвигаются гипо­тезы о роли органического, генетического факторов, биохимиче­ской дисфункции, педагогической «запущенности» в происхожде­нии данного синдрома. Для возникновения синдрома в ряде случа­ев необходимо сочетание указанных факторов.

Гиперкинетическое расстройство чаще всего выявляется в школьном возрасте; ранние симптомы у некоторых детей можно обнаружить уже на первом году жизни. С первых недель жизни дети отличаются повышенной возбудимостью и двигательным бес­покойством, отмечается нарушение сна и сни­жение аппетита. Наблюдаются повышение мышечного тонуса, угне­тение безусловных рефлексов, расстройство черепно-мозговой иннервации (непостоянное сходящееся косоглазие, горизонтальный нистагм), нарушения иннервации желудочно-кишечного тракта. Все эти нарушения отличаются изменчивостью и непостоянством. У некоторых детей выявляется задержка темпа психомоторного развития в течение первого года жизни.

В возрасте от одного года до трех лет ведущими в клинической картине бывают повышенная возбудимость, двигательное беспо­койство, нарушение аппетита, слабая прибавка массы тела, рас­стройство сна. Дети плохо засыпают вечером, сон бывает поверх­ностным, дети часто просыпаются и при этом кричат. На втором году жизни у некоторых детей может быть выявлено отставание в речевом развитии. К трем годам становится выраженной моторная неловкость. Навыки самообслуживания развиваются с задержкой. Это сочетается с двигательной расторможенностью («гиперкине­тическое поведение»), отвлекаемостью, быстрой истощаемостью. Дети обычно не способны к длительной игровой деятельности; они не умеют ограничивать свои желания, отличаются упрямством и негативизмом.

В дошкольном возрасте моторная неловкость остается выра­женной и проявляется в трудностях овладения рисованием и письмом. Наблюдаются также нарушения концентрации внимания и восприятия. Отмечается недостаточная сформированность навыков интеллектуальной деятельности.

Могут иметь место различные проявления задержки психиче­ского развития. Дети не обнаруживают готовности к обучению в школе. Они не всегда учитывают ситуацию. Им присущи наивность и непосредственность поведения. Наблюдается недоразвитие эмо­ционально-волевой сферы. Детям свойственны низкая работоспо­собность и склонность к двигательной расторможенности.

Дети испытывают затруднения в обучении главным образом из-за замедления темпа психической деятельности, церебрастенических проявлений, нарушения памяти и внимания, излишней под­вижности, недоразвития произвольной целенаправленной дея­тельности. Эти затруднения становятся особенно выраженными при увеличении объема и темпа предъявления нового материала. В отдельных случаях отмечаются проявления дислексии и дисграфии. Дети испытывают трудности при необходимости адаптиро­ваться к новым условиям. При изменениях привычного жизненного стереотипа у них возникают своеобразные состояния дезадаптации и невротические расстройства.

Таким образом, к 10-ти годам на первое место выходят:

- расстройства внимания,

- импульсивность,

- трудности сосредоточения,

- социальная дезадаптация,

- недостаточность критики.

В периоды возрастных кризов часто выявляются или усилива­ются психопатологические нарушения.

Лечебно-коррекционные мероприятия зависят от степени выра­женности и характера основных психоневрологических синдромов. Современный терапевтический подход к гиперкинетическому расстройству заключается не в назначении транквилизаторов, успокаивающих средств, а в применении препаратов с психостимулирующим эффектом (фенамин, пемолин, мелипрамин), что имеет эффект в 80% случаев.

К концу урока и на последних уроках нарушается концентра­ция внимания из-за наступающего истощения. В связи с этим сле­дует подумать о целесообразности второго выходного дня. Наряду с этим врач может назначить препараты, повышающие активность нервной системы (витамины группы В, церебролизин, ноотропил, аминалон).

При двигательных расстройствах в виде нарушения тонкой мо­торики рук, координации движений, равновесия делается акцент на развитие двигательных навыков и постепенное приобщение ре­бенка к участию в различных видах деятельности.

В профилактике ММД важное значение приобретают вопросы организации помощи детям с ММД. Они должны быть ориентиро­ваны на ранний возраст, когда компенсаторные возможности моз­га велики и не успел сформироваться патологический стереотип. Дети, у которых выявлены неврологические нарушения в раннем возрасте, должны находиться на диспансерном учете и системати­чески осматриваться невропатологом, психиатром, психологом, ло­гопедом для выявления и коррекции клинических проявлений гиперкинетического расстройства до поступления в школу.

Вы здесь: Главная Психология Подбор лекций по психологии Лекция по психопатологии