Лекция по психопатологии — Расстройства личности. Акцентуации характера и темперамента

Расстройства личности. Акцентуации характера и темперамента

Личность — это устойчивый комплекс социально значимых черт, присущих индивиду и общественно обусловленных. Личность — это человек в целом, ему присущи сознание и самосознание. Общественная обусловленность свойств личности свидетельствует о необходимости ее изучения в контексте общественных условий.

Акцентуация (лат. accentusударение). Усиление, заострение определенных психических свойств. K. Leonhard [1964, 1968] разработана концепция акцентуированных личностей. Выделяются отдельные черты личности (акцентуированные), которые сами по себе еще не являются патологическими, однако при определенных условиях могут претерпевать развитие в положительном или отрицательном направлении, достигая особой выраженности у психопатов и невротиков. Черты эти как бы являются заострением некоторых присущих каждому человеку неповторимых индивидуальных свойств. А. личности — промежуточное явление между нормой и психопатией. Выделяют десять типов А. характера и темперамента: гипертимность, склонность к застреванию аффекта, эмотивность, педантичность, тревожность, циклотимность, демонстративность, возбудимость, дистимичность (субдепрессивность), склонность к аффективной экзальтации. В патологии демонстративности соответствует истерическая психопатия, педантичности — ананкастическая психопатия, склонности к застреванию — паранойяльная психопатия, возбудимости — эпилептоидная психопатия. Отмечены сочетанные А. различных личностных свойств, в том числе интро- и экстраверсии.

А.Е. Личко [1977] рассматривает А. не в личностном плане, а соотносит ее с характером, так как, по его мнению, личность является широким понятием, включающим в себя помимо характера и темперамента интеллект, способности, мировоззрение и т.д. У подростков он различает следующие типы А. характера: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный, смешанные.

Диагностика А. личности, характера основывается на данных клинического обследования и результатах психологического исследования с помощью опросников Шмишека, Литтманна—Шмишека, ПДО.

Классификация Личко предназначена специально для подросткового возраста и приводится ниже.

Гипертимный тип. Подростки, относящиеся к гипертимному типу, с. детства отличаются большой шумли­востью, общительностью, чрезмерной самостоятель­ностью, даже смелостью, склонностью к озорству. У них нет ни застенчивости, ни робости перед незна­комцами, но зато недостает чувства дистанции в отно­шении к взрослым. В играх любят командовать сверст­никами. Воспитатели жалуются на их неугомонность. В школе, несмотря на хорошие способности, живой ум, умение схватывать все на лету, учатся неровно из-за неусидчивости, отвлекаемости, недисциплинированности. В подростковом возрасте главная черта—почти всегда хорошее, даже несколько приподнятое настрое­ние. Оно сочетается с хорошим же самочувствием, не­редко цветущим внешним видом, высоким жизненным тонусом, активностью и брызжущей энергией, всегда прекрасным аппетитом и крепким освежающим сном. Лишь изредка солнечное настроение омрачается вспыш­ками раздражения и гнева, вызванными противодейст­вием окружающих, их стремлением подавить слишком бурную энергию, подчинить своей воле. Реакция эмансипации сильно сказывается на поведении: такие под­ростки рано проявляют самостоятельность и независи­мость. На гиперпротекцию со стороны родителей и вос­питателей с ее мелочным контролем, повседневной опе­кой, наставлениями и нравоучениями, “проработкой” за мелкие проступки дома и на собраниях реагируют крайне бурно; плохо переносят жесткую дисциплину и строго регламентированный режим; в необычных ситуа­циях не теряются, проявляют находчивость, умеют лов­чить и изворачиваться. К правилам и законам пред­ставители этого типа относятся легкомысленно, могут незаметно для себя проглядеть грань между допускаемым и запрещенным.

Циклоидный тип. В детстве не отличаются от сверст­ников или производят впечатление гипертимов. С на­ступлением пубертатного периода может возникнуть первая субдепрессивная фаза. В дальнейшем эти фазы чередуются с фазами подъема и с периодами ровного настроения. Длительность фаз меняется — сперва дни, 1—2 нед, с возрастом они могут удлиняться или, наобо­рот, сглаживаться.

Лабильный тип. В детстве не отличаются от сверст­ников или обнаруживают склонность к невротическим реакциям. Главная черта в подростковом возрасте — крайняя лабильность настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно резко от ничтожных и даже незаметных для окружающих поводов. Кем-то нелестно сказанное слово, неприветливый взгляд случайного со­беседника способны вдруг погрузить в мрачное распо­ложение духа без каких-либо серьезных неприятностей и неудач. И наоборот, интересная беседа, мимолетный комплимент, от кого-то услышанные заманчивые, но малореальные перспективы способны вселить веселость и жизнерадостность и даже отвлечь от действительных неприятностей, пока те чем-либо не напомнят о себе. Во время откровенных и волнующих бесед можно видеть-то готовые навернуться на глаза слезы, то paдостную улыбку.

Смешанные типы. Эти типы составляют почти поло­вину случаев явных акцентуаций. Их особенности не­трудно представить на основании предыдущих описа­ний. Встречающиеся сочетания не случайны. Они под­чиняются определенным закономерностям. Черты одних типов сочетаются друг с другом довольно часто,- а дру­гих практически никогда.

Вы здесь: Главная Психология Подбор лекций по психологии Лекция по психопатологии