Лекции по зоопсихологии. Часть 3 — Особенности ритуализации

Особенности ритуализации

Этологи отмечают следующие особенности, характерные для ритуализации.

Первая особенность. Реакции, которые первоначально служили виду как функции, необходимые для выживания, приобретают в процессе филогенеза новое назначение — сигнальное. При этом может сохраняться и их первичная функция. Если, скажем, заяц, заметив опасность, внезапно переходит с шага на рысь или галоп, то он этим не просто спасает свою шкуру, но одновременно сигнализирует об опасности и подает команду к бегству и другим зайцам. Это — простейший пример, как обычная защитная реакция может приобрести значение сигнальной функции. Во многих случаях, однако, первоначальная функция отходит на задний план или исчезает целиком, так что происходит полная ее замена.

Вторая особенность. В процессе ритуализации те комплексы поведения, которые начинают нести коммуникативную функцию, претерпевают часто существенные модификации. Можно выделить следующие преобразования. Во-первых, ритуализованные движения становятся часто стереотипными и неполными. Например, чистка оперенья у самцов чаще всего ограничивается чисткой определенных частей тела. Так самец кряквы при ухаживании за самкой ограничивается почесыванием ярко окрашенной отметины на одном из крыльев. Часто ритуализованное движение как бы “замораживается” и превращается в определенную позу. Например, самец колюшки при виде соперника становиться в неподвижную позу, напоминающую рытье песка, вероятно, произошедшую из соответствующей смещенной активности. Во-вторых, часто ритуализованное движение становиться более выразительным и преувеличенным, чем нормальная форма активности. Это связано с тем, что значение элементов, которые в исходном, не ритуализованном, движении сильнее возбуждали зрение или слух, под давлением естественного отбора возрастало. Красота формы и цвета плавников сиамских бойцовых рыбок, оперение райской птицы, павлиний хвост и другие признаки развились под селективным давлением естественного отбора для большей выразительности и заметности сигналов, передаваемых определенными ритуальными движениями. В-третьих, ритуализованные движения становятся строго регламентированными по скорости и амплитуде, то есть приобретают фиксированную интенсивность. За счет этого создается максимальная недвусмысленность сигналов, что увеличивает эффективность передачи информации. Например, когда черный дятел долбит дупло для гнезда, ритмика его действий весьма нерегулярна. Когда же он барабанит по дереву, чтобы привлечь самку и отпугнуть других самцов, барабанная дробь отличается высокой стереотипностью и четким ритмом. В-четвертых, ритуализованные движения часто становятся многократно повторяемыми. Это связано с тем, что многократное повторение сообщения усиливает его однозначность. Ритмическое повторение какого-либо движения характерно для многих ритуалов.

Третий отличительный признак ритуализации состоит в том, что возникший новый двигательный акт приобретает все характерные черты автономного независимого движения. Этот акт может проявляться спонтанно, имеет свой ключевой стимул и врожденный пусковой механизм (ВПМ). Другими словами, по Лоренцу в процессе ритуализации по существу рождается новый инстинкт, в принципе такой же независимый, как любой из первичных “великих” побуждений — голод, секс, страх или агрессия. Лоренц считает, что такие инстинкты лежат не только в основе коммуникации, но они также играют важную роль в сдерживании агрессии. Об этом более подробно можно узнать из его книги “Агрессия”.

Вы здесь: Главная Психология Подбор лекций по психологии Лекции по зоопсихологии. Часть 3