История психологии. Лекции — Развитие экспериментальной психологии в Европе на рубеже XIX-XX в
- История психологии. Лекции
- Генезис и характерные черты античной философии
- Атомистические материалистические концепции души в античной философии
- Философская и медицинская школа Гиппократа
- Идеалистические гуманистические философские концепции
- Трехуровневая структура процесса познания
- Психологические идеи поздней античности
- Научные и философские идеи периода Возрождения
- Изменение стиля научного мышления при переходе от эпохи античности к эпохе Возрождения
- рационалистический и эмпирический пути познания мира
- Рационалистические обоснования философских концепций XVII в
- Становление и развитие эмпирической психологии в учениях английских философов
- Развитие идей эмпирической психологии в работах французских философов
- Развитие психологии как самостоятельной науки
- Психофизиология органов чувств
- Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее влияние на развитие психологии
- Выделение психологии в самостоятельную науку
- Развитие экспериментальной психологии в Европе на рубеже XIX-XX в
- Развитие экспериментальной психологии в Англии
- Статистические методы в психологии
- Структурализм и функционализм в американской психологии
- Психологические идеи в рамках гештальтпсихологии
- Формирование и развитие психоанализа
- Трехчленная структура личности и динамика психической энергии
- Бихевиоризм как новая методология психологического исследования
- Когнитивная психология и процессы приобретения опыта
- Джером Брунер
- Павлов и Бехтерев
- Первые образовательные психологические программы
- Категориальный строй
Развитие экспериментальной психологии в Европе на рубеже XIX-XX в.
Страны Европы сильно различались между собой по уровню государственной поддержки науки и соответственно по количеству учебных центров, научных лабораторий, значению научных гипотез и полученных результатов. Германия опережала по уровню развития естественных наук все другие страны Европы. Кроме упоминавшейся Лаборатории экспериментальной психологии в Лейпциге глобальные психологические проблемы разрабатывались в Берлине (Г. Эббингауз) и в Вюрцбурге (О. Кюльпе).
Развитие экспериментальной психологии в Германии. Исследования памяти Г. Эббингауза. Несмотря на ограничения экспериментального метода, описанные В. Вундтом (эксперимент применяется только для исследования сенсорно-перцептивного уровня психических процессов), параллельно с работами, развернувшимися в Лейпцигской лаборатории, в Берлине начал свои новаторские работы по экспериментальному исследованию высших психических функций (памяти) Герман Эббингауз (1850-1909). Он приступил к исследованию памяти в 1879 г. и завершил работу публикацией в 1885 г. книги «О памяти». Будучи приверженцем ассоциативной психологии и случайно познакомившись с книгой Фехнера «Элементы психофизики», Эббингауз решил, что, изучая число повторений, необходимое для заучивания, можно экспериментально исследовать память, так как повторение было главным условием закрепления ассоциаций. Новизна работы Эббингауза состояла еще и в том, что в своих экспериментах он применил новый вид стимулов — так называемые псевдоречевые стимулы, в то время как в лаборатории Вундта для исследований ощущений и восприятий использовались только физические стимулы (светящиеся точки, звуки различной громкости и высоты). Выбор такого стимульного материала определялся тем, что Эббингауз хотел иметь стимулы однородные, перед которыми испытуемый был бы «чист», т. е. не имел бы опыта их запоминания, стимулы, которые уравнивают всех людей, и такие, количество которых будет значительным, чтобы проводить последовательные серии опытов. Эббингауз решил свою методологическую задачу, использовав в качестве таких стимулов бессмысленные слоги. Он записал на отдельные карточки буквы немецкого алфавита и положил в два отдельных ящика гласные и согласные буквы. Вытаскивая карточки с буквами наугад, он формировал трехбуквенные слоги. В экс периментах использовались только те слоги, которые не приводили к очевидным ассоциациям и не складывались в слова. Таких слогов набралось около 2300. Эббингауз проводил все эксперименты на себе, распланировав время дня так, чтобы замеры памяти можно было провести в точно обозначенное время. Использовались три разновидности метода заучивания: метод полного заучивания, метод экономии и метод поправок. Были получены следующие результаты:
1) трудность заучивания пропорциональна объему или длине стимулыгого ряда;
2) с увеличением повторений скорость заучивания уменьшается;
3) заучивание в целом эффективнее заучивания
по частям;
4) был обнаружен так называемый «эффект края» — явление, которое состояло в том, что эле менты, находившиеся в начале и конце стимулыного ряда, запоминались быстрее, чем элементы, находившиеся в середине;
5) наиболее известный результат Эббингауза —«кривая забывания», согласно которой в первые
2-3 суток после заучивания утрачивалось от 40 до 60% материала, после чего забывание растягива
лось во времени, около 15-20% материала сохранялось в памяти на неопределенно долгий срок.
Полученная кривая забывания соответствовала логарифмической функции, что связывало результаты Фехнера с результатами самого Эббингауза. После опубликования книги Эббингауз не возвращался к экспериментам в области памяти, но у него появилось много последователей. Г. Мюллер усовершенствовал процедуру эксперимента (разделил роли испытуемого и экспериментатора, усовершенствовал способ предъявления стимулов, использовал метод попарного предъявления стимулов). Э. Мейман впервые начал эксперименты по заучиванию осмысленного и рифмованного материала и пришел к выводу, что память — это не механический процесс ассоциирования, а процесс, в котором производится смысловая работа с материалом.
Экспериментальные исследования мышления (Вюрцбургская школа). Основателем Вюрцбург-ской психологической школы явился немецкий психолог Освальд Кюлъпе (1862-1915). Он был учеником Вуидта и сначала придерживался его идей, однако позднее вместе с группой студентов стал выступать против ограничений Вундта, согласно которым высшие психические процессы, в частности мышление, не могут изучаться с применением эксперимента. В 1896 г. Кюльпе открыл в Вюрцбургском университете лабораторию психологии, которая составила оппозицию научным взглядам Вундта. Вюрцбургская школа просуществовала 14 лет (до 1909 г.) и распалась после того, как Кюльпе переехал сначала в Бонн, а затем в Мюнхен.
Основным методом, с помощью которого проводились исследования, являлся метод систематической экспериментальной интроспекции, или ретроспективной интроспекции. Суть его состояла в том, что испытуемый, решив определенную задачу (например, установив логические связи между понятиями), давал ретроспективный отчет о процессе решения. Вундт, также практиковавший интроспекцию, стремился получать от испытуемого информацию о текущем опыте синхронно с ним, а не тогда, когда опыт уже состоялся.
Первые экспериментальные исследования формирования суждений провели Карл Марбе, а также А. Майер и И. Орт в 1901 г. Согласно полученным результатам, процесс формирования суждения не включал в себя операции с образами, т. е. имел «внечувственную», или «безобразную»-, природу. В серии экспериментов, проведенных А. Мессером, описаны две существенные черты мышления -мышление предметное, т. е. целиком и полностью сфокусированное на предмете (объекте), в нем не отражаются характеристики мыслящего субъекта, и, кроме того, в мышлении отражаются связи и отношения между предметами.
Более детально эти данные были изучены в 1907 г. Карлом Бюллером, который предлагал испытуемым следующие задания. В первом случае испытуемому давались два фрагмента текста с незавершенными предложениями, причем второй фрагмент содержал окончания предложений первого; задача состояла в том, чтобы восстановить первоначальную целостность предложений. Во втором случае, который представлял собой модификацию первого, испытуемому предлагались два блока предложений, при этом во втором блоке были предложения, которые являлись логическим продолжением предложений первого блока; задача состояла в том, чтобы сформировать пары логически связанных между собой предложений. Анализируя ретроспективные отчеты своих испытуемых, К. Бюллер пришел к выводу, что мышление не только не содержит наглядных образов, но и свободно от речи, так как одна и та же мысль может быть выражена разными словами, а разные мысли могут описываться одним и тем же набором слов (Якунин В. Л., 1998).
В экспериментах 1905 г., проведенных представителями Вюрцбургской школы Г. Уаттом и Я. Ахом, сделана попытка раскрыть механизмы протекания мыслительной деятельности. Уатт полагал, что сформулированная испытуемому задача преобразуется из внешней инструкции в самоинструкцию и становится тем организующим стержнем, вокруг которого структурируется процесс решения. Первоначально сразу после предъявления задачи перед испытуемым возникало множество ассоциаций и представлений. Из этого множества выделялись только адекватные задаче. Таким усиливающим и направляющим механизмом и являлись инструкция и самоинструкция. В экспериментах, продолживших линию исследований Уатта, Ах ввел понятие «детерминирующая тенденция», или «представление о цели»', которое организовало и структурировало процесс отыскания решения.
Таким образом, работы ученых Вюрцбургской школы позволили по-новому взглянуть на процесс мышления. Они обнаружили, что мышление не сводится к механическому оперированию образами, что противоречило представлениям эмпирической и ассоциативной психологии, что оно направлено на объект, носит избирательный и целенаправленный характер, в нем отражаются отношения между предметами внешнего мира. Важным итогом явился и тот факт, что сами механизмы мышления не осознавались субъектом и интроспективный метод не вскрывал ткани самого процесса. Разочарование в интроспективном методе, постигшее Лха, Бюллера, а затем и Кюльпе, заставило исследователей мышления искать другие методы. Новые методы объективного исследования процесса мышления были найдены в начале 20-х гг. XX в. молодым швейцарским психологом Жаном Пиаже (1969).