История психологии. Лекции — Психофизиология органов чувств

Психофизиология органов чувств, исследова­ния времени реакции

Успехи в изучении физио­логии органов чувств были тесно связаны с успеха­ми ученых в области физики (оптики и акустики): именно они стали первыми исследователями про­цессов, происходящих в рецепторных окончаниях зрительного и слухового анализаторов. Крупней­шие физики Нового времени И. Кеплер, Р. Декарт, И. Ньютон, М. В. Ломоносов установили важней­шие оптические свойства хрусталика, описали ме­ханизм моно- и бинокулярного зрения, влияние ус-ловий восприятия на характер видения предмета. Дальнейшие исследования сенсорного восприятия проводились в Германии, в лаборатории И. Мюл­лера сторонника «витализма», автора учения, со­гласно которому нервные волокна обладают соб­ственной энергией (Якунин В. А., 1998).

Одним из наиболее видных исследователей сен­сорных функций явился немецкий физиолог Гер­ман фон Гелъмголъц (1821-1894). В процессе работы над проблемами зрительного восприятия простран­ства он пришел к выводу о том, что восприятие -не врожденное свойство, а результат прижизненно­го опыта субъекта, выделил и описал одно из наи­более важных свойств образа восприятия — его предметность, т. е. отнесенность к внешнему объек­ту. Этот вывод Гельмгольц получил в опытах по зри­тельному восприятию в условиях помех. В каче стве помех использовались оптические линзы, ис­кажающие зрительный образ. Несмотря на иска­женное видение и соответственно искаженное сет-чаточное изображение, испытуемых учили «видеть» предмет правильно, что достигалось благодаря мно­гократной проверке формы, величины и местопо­ложения с помощью движений глаз и рук. Своими экспериментами Гельмгольц пытался доказать, что образ восприятия является результатом непосред­ственной психической деятельности субъекта, а не результатом идей, содержащихся в уме в готовом виде (Ярошевский М. Г., 1985). Исследование не только качественных характеристик и механизма восприятия, по и длительности этого процесса было проведено в экспериментах на определение време­ни реакции.

В 1796 г. в Гринвичской обсерватории (под Лон­доном) произошел инцидент (увольнение ассистен­та за систематические погрешности в измерении времени прохождения звезды через меридиан), по­служивший поводом к началу исследований време­ни реакции. Первым исследователем характерис­тик человека-наблюдателя стал немецкий астроном Ф. Бессель, который обратил внимание на большие индивидуальные различия в точности наблюдений разных астрономов. Он разработал формулу так называемого личного уравнения наблюдателя, по­правочный коэффициент, учитывающий индиви­дуальную погрешность в точности восприятия све­тящихся объектов (звезд). Последующие работы по изучению «личных уравнений наблюдателя» при­вели к созданию искусственных лабораторных ус­ловий, которые воссоздают условия работы наблю­дателя и позволяют модифицировать условия наблюдения, характеристики стимула (яркость све­чения, скорость движения и цвет) и перейти от ис­следований зрительного восприятия к исследова­нию других видов чувствительности — слуховой и кожной. Под временем реакции, или временем простой сенсомоторной реакции понимается ве­личина скрытого периода произвольной двигатель­ной или словесной реакции человека на внешний стимул (или время от момента предъявления сти­мула до момента начала ответной реакции-). Экспе­рименты по исследованию времени реакции позво­ляли исследовать зависимость продолжительности реакции от предварительной словесной инструкции, от модальности стимула (зрительный, слуховой), его интенсивности, сложности, местоположения в пространстве и длительности, от наличия и ха­рактеристик предупредительного сигнала, а также от тренированности, пола, возраста и психофизио­логического состояния испытуемого.

Особая заслуга в исследовании времени реак­ции принадлежит Гельмгольцу который в 1850 г. с помощью миографической и гальванометричсской методик определил скорость распространения воз­буждения в нервном волокне сначала лягушки, а затем и человека. Эта скорость оказалась равной 33,9 м/с, тогда как ранее считалось, чго она равна скорости света или звука (Якунин В. А., 1998). Со­гласно Гельмгольцу, разность между общим време­нем реакции на стимул и скоростью проведения импульса в нервном волокне будет собственным временем протекания психического процесса.

В исследованиях подобного рода впервые в пси­хологии возникла возможность определить время протекания простейшего психического процесса — восприятия. Это важно и с точки зрения развития психометрики, т. е. развития измерительных про­цедур в психологии.

В современных исследованиях по психофизио­логии время реакции используется как индикатор изменений функционального состояния централь­ной нервной системы и ее свойств.

Психофизика Э. Вебера и Г. Фехнера. Первые математические обобщения в психологии, описы­вающие связь параметров объективного физичес­кого и субъективного психического миров, были сделаны двумя немецкими учеными — Эрнстом Ве-бером (1795-1878) и физиком Густавом Фехнером (1801-1887), которые не были знакомы.

Вебер проводил свои опыты в 30-е гг. XIX в. и являлся новатором в измерении абсолютных и диф­ференциальных порогов чувствительности, а так­же автором метода едва заметных различий, ко­торый использовал для измерения абсолютных порогов кожной чувствительности. Кроме того, он измерил так называемые пространственные (двух­точечные) пороги кожной чувствительности и обнаружил наиболее и наименее чувствительные участки кожи человека. Можно сказать, что Ве-бер определил факт наличия границы между дву­мя мирами — миром физической природы и миром психической сенсорной реальности. Основываясь на расчетах, он заявил, что далеко не все события физического мира становятся достоянием психи­ческого мира человека, часть из них остается за пре­делами его сенсорных возможностей,

Густав Фехнер преподавал физику в Лейпциг-ском университете, проводил исследования в обла­сти электричества, исследовал цветовое зрение и цветовые последовательные образы, рассматривая Солнце сквозь цветные стекла. По своим философ­ским убеждениям относился к идеалистам и стоял на позициях панпсихизма, полагая, что Вселенная и небесные светила одушевленны, а материя пред­ставляет собой лишь оборотную, теневую сторону духовной субстанции. В противовес материалистам он стремился доказать реальность душевных (пси­хических) явлений (Ждан А. Н., 1997). В 1850 г. он начал свои эксперименты по ощущению веса с ис­пользованием метода едва заметных различий, а в 1860 г. опубликовал результаты в работе под на­званием «Элементы психофизики». Фехнеру уда­лось сформулировать основной психофизический закон, в котором он связал логарифмической функ­цией два ряда данных — интенсивность субъек­тивных ощущений и значения физического раз­дражителя. Этот закон гласит, что интенсивность ощущения прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя или, другими словами, при воз­растании силы раздражителя в геометрической прогрессии (например, 1, 2, 4, 8, 16, 32...) интенсив­ность ощущения увеличивается в арифметической прогрессии (1, 2, 3, 4, 5, 6...). На основе полученных данных возникла новая научная дисциплина — пси­хофизика, объектом которой явилось исследование взаимоотношений между миром физической и ми­ром психической реальности.

Благодаря работам Вебера и Фехнера осуще­ствлены некоторые преобразования психологии в естественно-научную дисциплину: внедрен экс­перимент как метод проверки научной гипотезы, использованы математические процедуры для из­мерения психических феноменов.

Вы здесь: Главная Психология Подбор лекций по психологии История психологии. Лекции