Лекции по дисциплине “Корпоративное право”. Часть 1 — 4.2. Современное корпоративное законодательство

2. Современное корпоративное законодательство

Нормативные акты корпоративного законодательства возможно классифицировать по различным основаниям, в том числе и по юридической силе.

Конституция Российской Федерации

Основополагающим актом в регулировании корпоративных отношений, безусловно, является Конституция РФ. Она содержит нормы, направленные на регулирование отношений в предпринимательской сфере. Так, в ст. 8 Конституции РФ говорится о том, что в России гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Такие гарантии являются необходимыми предпосылками для успешного развития предпринимательских объединений, и прежде всего, таких, которые связаны с движением капитала.

Гражданский кодекс Российской Федерации

Среди источников корпоративного права центральное место занимает Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ). ГК РФ определяет общие вопросы правового положения юридических лиц вообще и коммерческих организаций, в частности, отсылая к специальным законам. При этом необходимо иметь в виду, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ (п. 2 ст. 3). Так, в ст. 1 Федерального закона "Об акционерных обществах" записано: "В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации настоящий Федеральный закон определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров". Соответственно гражданско-правовые нормы, содержащиеся в этом законе, должны соответствовать ГК РФ.

Иные федеральные законы Российской Федерации

Основу корпоративного законодательства составляют федеральные законы. К числу важнейших специальных законов, регламентирующих корпоративные отношения, относятся следующие законы:

- Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изменениями и дополнениями);

- Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с изменениями и дополнениями);

- Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (с изменениями и дополнениями);

- Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах".

Федеральный закон "Об акционерных обществах" (далее — Закон об АО) был принят 26 декабря 1995 г. и введен в действие с 1 января 1996 г. Несмотря на определенные недостатки, закон имел огромнейшее значение для упорядочения создания, деятельности и управления акционерным обществом, определения гарантий прав и интересов акционеров.

Закон об АО, следуя положениям ГК РФ, сохранил деление акционерного общества (далее — АО) на два типа: открытое и закрытое, определил признаки закрытого акционерного общества. Закон детально регламентировал процедуру создания АО путем его учреждения и путем реорганизации, порядок увеличения уставного капитала АО, а также структуру управления АО и компетенцию каждого из органов АО. Наконец, закон лишь в общих чертах определял требования по раскрытию информации акционерными обществами перед акционерами и государственными органами.

После 1996 г. деятельность акционерных обществ начала с большим трудом упорядочиваться. Основная проблема, выявившаяся в их деятельности в тот период времени, — это отсутствие государственной регистрации акций АО, наличие в обороте акций, вообще не прошедших государственную регистрацию, отсутствие какой-либо информации о выпуске и размещении ценных бумаг АО. До 1996 г. порядок выпуска и обращения ценных бумаг регулировался Положением о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденным постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 78. В соответствии с ним Министерством финансов РФ 3 марта 1992 г. была принята Инструкция N 2 "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации". Именно она и перечисляла информацию и перечень документов, выключаемых в проспект эмиссии ценных бумаг. К сожалению, акционерные общества не следовали предписаниям данных нормативных актов — то ли по причине их незнания, то ли по причине непонимания природы самого акционерного общества, создаваемого именно для того, чтобы акции выпускать.

Принятый 22 апреля 1996 г. Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (далее — Закон о рынке ценных бумаг) регламентировал отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг (акций и облигаций), а также определил особенности и порядок деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. На уровне закона были определены требования по раскрытию информации и для эмитентов, и для профессиональных участников рынка ценных бумаг. Таким образом, закон заложил нормы, направленные на обеспечение информационной прозрачности акционерных обществ — эмитентов ценных бумаг. Кроме того, закон предусмотрел систему государственного регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Значительные изменения в Закон о рынке ценных бумаг были внесены Федеральным законом от 28 декабря 2002 г. N 185-ФЗ. Сфера действия закона была расширена: он стал регулировать отношения, возникающие не только при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, но и при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами. Была упорядочена процедура эмиссии, были уточнены требования к содержанию проспекта ценных бумаг, к раскрытию информации эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

Несмотря на принятие и Закона об АО, и Закона о рынке ценных бумаг, практика свидетельствовала о том, что оставалась масса акционерных обществ, акции которых были выпущены до принятия Закона о рынке ценных бумаг, но не были зарегистрированы и соответственно не были зарегистрированы и отчеты об итогах выпуска этих акций. Тем не менее многие такие акционерные общества принимали решения о новых выпусках акций, в том числе и о выпуске дополнительных акций, не имея документов о регистрации первых выпусков акций. Такая ситуация привела к серьезной правовой проблеме, решение которой заняло не один год.

Данная проблема была разрешена Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 174-ФЗ "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации". В соответствии с ним выпуски акций, размещенные до вступления в силу Закона о рынке ценных бумаг без государственной регистрации, подлежат государственной регистрации. Для этого эмитенту необходимо было не позднее одного года со дня вступления закона в силу, т.е. не позднее декабря 2004 г., представить документы для государственной регистрации выпусков акций, ранее незарегистрированных. Те акционерные общества, которые в указанный срок не представят документы для государственной регистрации выпусков акций, "подлежат ликвидации по искам органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц" (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 174-ФЗ).

Первоначальная редакция Закона об АО действовала до 2001 г. практически без каких-либо существенных изменений. Накопленная за это сравнительно короткое время практика его применения выявила некоторые недоработки в регулировании деятельности акционерных обществ, что и обусловило принятие Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах". Характер внесенных изменений и дополнений был таков, что позволял говорить о фактически новой редакции Закона об АО.

Изменения и дополнения, внесенные в Закон об АО, по своему содержанию можно разделить на две группы. Первая — это уточняющие изменения и дополнения, или изменения редакционного характера. Вторая группа — изменения содержательного характера. Общая направленность этих изменений и дополнений — это сокращение нормотворчества АО, выражающееся в том, что по некоторым вопросам своей деятельности АО должны следовать только императивным нормам закона; правда, некоторые вопросы урегулированы диспозитивными нормами, но если в этом случае устав АО не предусматривает иного порядка, то действует норма закона. По мысли законодателя, сокращение нормотворчества в целом должно было позитивно сказаться на обеспечении прав акционеров, прежде всего миноритарных.

Акционерное законодательство, или, как теперь стало модным его называть, корпоративное законодательство, является довольно сложным по своему содержанию в силу специфики самого акционерного общества. По-видимому, нельзя сказать, что то или иное европейское государство имеет сегодня совершеннейшее акционерное законодательство, несмотря на его унификацию в рамках государств — участников ЕС. Точно так же корпоративное законодательство США, отличающееся от европейских стандартов, постоянно развивается и совершенствуется.

Внесение изменений и дополнений в Закон об АО — вполне нормальный процесс поиска оптимального соотношения интересов всех участников, связанных с деятельностью АО: акционеров, совета директоров, инвесторов.

Помимо прочих в Закон об АО были внесены изменения Федеральным законом от 24 февраля 2004 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах". Эти изменения коснулись порядка избрания совета директоров АО. Теперь выборы членов совета директоров осуществляются только кумулятивным голосованием, что в большей степени обеспечивает интересы миноритарных акционеров.

Федеральным законом от 6 апреля 2004 г. N 17-ФЗ была изменена редакция ст. 42 Закона об АО, касающаяся порядка выплаты обществом дивидендов. В соответствии с новой редакцией этой статьи источником выплаты дивидендов является прибыль общества после налогообложения (чистая прибыль общества), которая определяется по данным бухгалтерской отчетности общества.

Наконец, 2 декабря 2004 г. Федеральным законом N 153-ФЗ "О внесении изменения в статью 68 Федерального закона "Об акционерных обществах" данная статья дополнена новым абзацем. Суть дополнения состоит в том, что член совета директоров, не участвовавший в голосовании или голосовавший против решения, принятого советом директоров в нарушение закона, иных правовых актов, устава АО, вправе обжаловать в суд указанное решение, если этим решением нарушены его права и законные интересы.

Нормативным актом, содержащим нормы публичного права, регулирующие отношения с участием АО, является Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (далее — Закон о защите прав инвесторов) со всеми изменениями и дополнениями. Целью данного закона являются обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, инвестирующих средства в эмиссионные ценные бумаги, а также определение порядка возмещения ущерба инвесторам — физическим лицам, причиненного противоправными действиями эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Что касается мер по обеспечению интересов государства в тех АО, где государству принадлежит пакет акций, то они определены Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Законом об АО.

Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ

Источниками корпоративного права наряду с законами являются подзаконные нормативные акты: указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Говоря о соотношении регулирования корпоративных отношений непосредственно законом и подзаконными актами, следует отметить общую тенденцию развития корпоративного и вообще коммерческого законодательства. Это постепенное сокращение регулирования на уровне подзаконных актов и повышение роли законов, переход от подзаконного регулирования к преимущественному регулированию непосредственно законами, имеющими прямое действие.

Регулирование корпоративных отношений на уровне указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ сегодня практически не осуществляется.

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти

В регулировании корпоративных отношений определенное значение имеют нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг была упразднена и образована Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России). Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 317 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам" определены компетенция и функции ФСФР России. В частности, ФСФР России на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно принимает нормативные правовые акты:

- по утверждению стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов ценных бумаг эмитентов, порядка государственной регистрации отчетов об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг;

- по утверждению норм допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, а также иные нормативные правовые акты, принятие которых отнесено к компетенции ФСФР России.

Сегодня действуют как нормативные акты, принятые упраздненной Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг, так и акты, принятые Федеральной службой по финансовым рынкам.

Среди них можно назвать следующие акты:

- Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденные приказом ФСФР от 16 марта 2005 г. N 05-4/пз-н *(57);

- Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденное постановлением ФКЦБ России от 2 октября 1997 г. N 27 *(58);

- постановление ФКЦБ России от 16 июля 2003 г. N 03-33/пс "Об утверждении Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ"; и др.

Локальные корпоративные акты

Источником корпоративного права являются локальные корпоративные акты. Локальное нормотворчество — это сфера самоуправления (саморегулирования) коммерческой организации. Наблюдаемая здесь тенденция заключается в расширении сферы локального нормотворчества и соответственно сужении сферы централизованного регулирования предпринимательской деятельности, в закреплении в нормативных актах централизованного регулирования лишь минимальных (необходимых и достаточных) требований к предпринимательству, составляющих объективно-правовые границы свободы предпринимательства. Это в полной мере относится к регулированию корпоративных отношений. Именно для них, как отмечает В.Ф. Яковлев, саморегуляция является главным элементом механизма их реализации, который, будучи основанным на законе, приобретает наибольшую эффективность.

Локальные корпоративные акты закрепляют индивидуально-правовой статус организации, они принимаются органами управления организации и обязательны к исполнению в данной организации.

При принятии локальных корпоративных актов органы управления организации, будучи свободными в определении содержания локальных актов, должны учитывать, во-первых, императивные требования нормативных актов централизованного регулирования, которые действуют независимо от того, включены они в локальный акт или нет. Это означает, что по отношению к централизованным нормативным актам локальный акт является "поднормативным". Локальный акт как нормативный акт, издающийся органом управления общества, не должен противоречить законодательству, иным правовым актам централизованного регулирования.

Во-вторых, при принятии локальных актов необходимо учитывать распределение нормотворческой компетенции между органами управления акционерным обществом. Так, Закон об АО предусматривает, что к компетенции общего собрания акционеров относится утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность органов общества (пп. 19 ст. 48). К компетенции совета директоров относится утверждение внутренних документов общества, за исключением внутренних документов, утверждение которых отнесено федеральным законом к компетенции общего собрания акционеров, а также иных внутренних документов общества, утверждение которых отнесено уставом общества к компетенции исполнительных органов общества (пп. 13 ст. 65).

Локальные акты можно классифицировать и по другому основанию. Так, среди них возможно выделить учредительные документы, которые обладают высшей силой внутрикорпоративного регулирования по прямому указанию закона. Остальные локальные акты являются специальными корпоративными актами и могут быть классифицированы на: акты, касающиеся органов корпорации; акты, относящиеся к имуществу корпорации; акты процедурного характера, устанавливающие различного рода порядки.

Устав является основным локальным нормативным документом общества, содержащим информацию, прямо предусмотренную законами, а также иную информацию, не противоречащую законам.

На основании положений устава в обществе разрабатываются внутренние документы.

Некоторые из них являются обязательными, так как принимаются на основании требований самого Закона об АО. Так, в соответствии с п. 2 ст. 85 Закона об АО порядок деятельности ревизионной комиссии (ревизора) общества определяется внутренним документом общества, утверждаемым общим собранием акционеров. Статья 70 Закона об АО предусматривает, что коллегиальный исполнительный орган общества действует на основании устава, а также утверждаемого общим собранием акционеров внутреннего документа общества, в котором устанавливаются сроки и порядок созыва и проведения его заседаний, а также порядок принятии решений. Поэтому в обществе должно быть положение (регламент или иной документ) о коллегиальном исполнительном органе. Филиалы и представительства АО действуют на основании утвержденного обществом положения, соответственно в АО должно быть положение о филиалах и представительствах, если они созданы.

Другие внутренние документы общества не являются обязательными: общество по своему усмотрению решает принимать эти документы или не принимать. В любом случае их содержание не должно противоречить уставу АО и законодательству. В определенных случаях закон предусматривает, что конкретные положения должны содержаться либо в уставе АО, либо во внутренних документах. Целесообразнее в этом случае разработать внутренний документ, чтобы избежать трудных для понимания и громоздких уставов, в которые трудно вносить изменения. Устав не должен быть перегружен нормами "организационно-технического" характера. Например, п. 5 ст. 49 Закона об АО предусматривает, что порядок принятия общим собранием акционеров решения по порядку ведения общего собрания акционеров устанавливается уставом общества или внутренними документами общества, утвержденными решением общего собрания акционеров. Что удобнее для АО: включить в устав специальный раздел "Порядок принятия собранием решения по порядку ведения общего собрания акционеров" или принять на общем собрании положение о порядке принятия общим собранием акционеров решения по порядку ведения общего собрания. Думается, что целесообразнее использовать второй вариант.

Такая же альтернативная возможность включить определенные положения либо в устав АО, либо во внутренний документ предусмотрена для определения порядка созыва и проведения заседаний совета директоров (п. 1 ст. 68 Закона об АО), для определения кворума для проведения заседания коллегиального исполнительного органа (п. 2 ст. 70 Закона об АО).

Включение таких положений во внутренние документы общества представляется целесообразным по той причине, что внутренние документы имеют некоторые преимущества перед таким документом общества, как устав. Прежде всего изменения, вносимые в устав, подлежат государственной регистрации, что требует определенных временных и денежных затрат. В отличие от устава внутренние документы общества не требуется регистрировать. Для них установлен более простой порядок принятия. Если для внесения изменений в устав необходимо принятие решения общим собранием акционеров большинством в 3/4 голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, то внутренние документы АО принимаются простым большинством голосов акционеров. Более того, некоторые внутренние документы не требуют одобрения акционеров, а утверждаются советом директоров.

Внутренние документы, регулирующие деятельность органов общества, утверждаются общим собранием акционеров. К ним относятся: положение об общем собрании акционеров АО; положение о совете директоров; положение о коллегиальном исполнительном органе; положение о единоличном исполнительном органе; положение о ревизионной комиссии (ревизоре).

Остальные внутренние документы утверждаются советом директоров или исполнительными органами общества, если это отнесено уставом к их компетенции. Так, положение о филиалах и представительствах утверждается советом директоров. Однако оно может быть утверждено генеральным директором или коллегиальным исполнительным органом, если последние уполномочены на это уставом.

Помимо внутренних документов, принятие которых предусмотрено Законом об АО, в обществе принимаются внутренние документы, рекомендованные Кодексом корпоративного поведения. В частности, кодекс рекомендует обществам принять следующие внутренние документы:

- положение о контрольно-ревизионной службе;

- положение о корпоративном секретаре АО;

- положение об информационной политике АО;

- положение о дивидендной политике;

- положение о процедурах внутреннего контроля;

- положение об управлении рисками;

- положения о комитетах совета директоров;

- стандарты этики и др.

Такие внутренние документы принимаются советом директоров или исполнительными органами, если это отнесено уставом общества к их компетенции.

Вы здесь: Главная Право Гражданское право Лекции по дисциплине “Корпоративное право”. Часть 1