Лекции онлайн по дисциплине коммерческое право (читать или скачать)

Коммерческое право (лекция 4) — Государственный антимонопольный контроль

§ 6. Государственный антимонопольный контроль

Государственный контроль за созданием, реорганизацией коммерческих организаций и некоммерческих организаций (ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств) (см. табл. 9).

Таблица 9

Виды контроля

Создание
коммерческих
организаций

Слияние,
присоединение
коммерческих
организаций

Создание, слияние,
присоединение,
изменение состава
участников некомер-
ческих организаций

Предварительный


-

Суммарная балан-
совая стоимость
активов учреди-
телей свыше
30 млн. МРОТ


-

Последующий

Суммарная
балансовая сто-
имость активов
учредителей
свыше 2 млн.
МРОТ

Суммарная балан-
совая стоимость
активов учреди-
телей свыше
2 млн. МРОТ

В состав участников
(членов) организа-
ции входит не менее
двух коммерческих
организаций

1. Предварительный контроль заключается в необходимости направить в Федеральную антимонопольную службу ходатайство о даче согласия на совершение соответствующих действий.

Государственная регистрация коммерческих организаций, а также внесение записи об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц осуществляются регистрирующим органом при наличии предварительного согласия антимонопольного органа.

2. В случае последующего контроля учредители направляют в Федеральную антимонопольную службу уведомление в течение 45 дней со дня государственной регистрации.

Нарушение требований антимонопольного контроля при создании, слиянии, присоединении коммерческих и некоммерческих организаций, изменении состава участников некоммерческих организаций является основанием для ликвидации организации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях (см. табл. 10).

Таблица 10

Предварительный
контроль

Последующий
контроль

Приобретение акций (долей) с правом
распоряжения более чем 20% уставного
капитала

Суммарная стоимость
активов больше
30 млн.;
один из участников
сделки внесен в
Реестр хозяйствую-
щих субъектов,
имеющих долю на
рынке определенного
товара более 39%;
приобретателем
является группа
лиц, контролирующая
деятельность
хозяйствующего
субъекта

Суммарная
стоимость активов
превышает 2 млн.
МРОТ

Получение в собственность, пользование
или владение основными производственны-
ми средствами или нематериальными акти-
вами, если балансовая стоимость имущес-
тва являющегося предметом сделки, пре-
вышает 10% балансовой стоимости основ-
ных производственных средств и немате-
риальных активов продавца

Приобретение прав, позволяющих опре-
делять условия ведения хозяйствующим
субъектом его предпринимательской
деятельности либо осуществлять функции
его исполнительного органа

Избрание физических лиц в исполнитель-
ные органы, советы директоров
хозяйствующих субъектов


-

Суммарная балан-
совая стоимость
активов свыше
2 млн. МРОТ;
хозяйствующие
субъекты внесены
в Реестр хозяй-
ствующих субъек-
тов, имеющих долю
на рынке опреде-
ленного товара
более 35%

Сделки, совершенные в нарушение установленного порядка, могут быть признаны недействительными по иску Федеральной антимонопольной службы.

Отдельным видом государственного антимонопольного контроля является принудительное разделение (выделение) коммерческих организаций и некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, в случае систематического осуществления ими монополистической деятельности, т.е. если в течение трех лет выявлено более двух фактов проведения ими монополистической деятельности.

Условия для принудительного разделения (выделения):

1) если это ведет к развитию конкуренции;

2) возможность организационного и территориального обособления структурных подразделений;

3) отсутствие между структурными подразделениями тесной технологической связи (если объем потребляемой юридическим лицом продукции структурного подразделения не превышает 30% общего объема производимой этим подразделением продукции);

4) возможность юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.

Принудительная ликвидация организации в судебном порядке по иску антимонопольного органа возможна в случае, если:

- она осуществляет координацию предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции (п. 5 ст. 6 Закона о конкуренции на товарных рынках);

- нарушен порядок государственного контроля согласно ст. 17 данного Закона.

Вы здесь: Главная Право Коммерческое право Коммерческое право (лекция 4)