Лекции онлайн по дисциплине коммерческое право (читать или скачать)

Коммерческое право (лекция 1) — Предметом коммерческого

Предметом коммерческого права являются складывающиеся в сфере оптовой торговли правоотношения. Отношения в сфере роз­ничной торговли не включаются в предмет коммерческого права. В розничной торговле участвует гражданин — субъект гражданского права. Граждане-потребители в отношениях с профессиональными торговцами нуждаются в особых правовых средствах защиты, разра­батываемых гражданским правом.

Коммерческое право регулирует отношения по организации и осу­ществлению коммерческой деятельности на оптовом товарном рынке.

Коммерческая деятельность, осуществляемая оптовыми и пос­редническими организациями, выделилась в самостоятельный вид предпринимательской деятельности. В то же время она обладает всеми признаками предпринимательской деятельности, закреплен­ными ст. 2 ГК РФ: является самостоятельной, носит рисковый ха­рактер, направлена на систематическое извлечение прибыли от про­дажи товаров, осуществляется зарегистрированными в установлен­ном порядке предпринимателями.

В процессе осуществления коммерческой деятельности возника­ют разнообразные коммерческие правоотношения.

Первый вид коммерческих правоотношений составляют обяза­тельства, возникающие на основе договоров, заключенных органи­зациями-производителями с оптовыми и посредническими субъектами, по закупке сырья, материалов, оборудования для нужд про­изводства, по реализации готовой продукции на оптовом рынке. К этому же виду правоотношений относятся договоры, способствую­шие сбыту и продвижению товаров на рынке (по доставке и транс­портировке, хранению товаров, оказанию маркетинговых, инфор­мационных услут и др.).

Взаимоотношения участников коммерческой деятельности с ор­ганами исполнительной власти и местного самоуправления по воп­росам организации торговли, оказания содействия торговой деятель­ности также строятся на договорной основе. Функционирование российской экономики в начальный период перехода к рыночным преобразованиям показало, что устранение государства от управле­ния экономикой чревато тяжелыми последствиями.

Государственное регулирование рынка направлено на решение ряда важных задач: создания необходимых рыночных институтов, за­шиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности, обеспечения безопасности жизни и здоровья населения, охраны ок­ружающей среды, поддержки и защиты отечественных товаропроиз­водителей, обеспечения безопасности государства и др. Государством предъявляются особые требования к производству и обороту отде­льных видов товаров (пищевым продуктам, алкогольной продукции, лекарственным средствам и др.), что вызывается необходимостью за­щиты общественных интересов. Поэтому отношения, связанные с го­сударственным регулированием обращения отдельных видов товаров, составляют неотъемлемую часть предмета коммерческого права.

Не меньшее значение имеют и выделяемые из разнообразных внутрихозяйственных правоотношений правоотношения, связан­ные с налаживанием коммерческой деятельности организации и управлением ею. Внутрикоммерчес­кие отношения основываются на внутреннем хозрасчете, разработке стандартов организации на совершаемые бизнес-процессы, внедре­нии бюджетирования (системы планирования, позволяющей конт­ролировать затраты, прогнозировать последствия принимаемых ре­шений). В создании эффективной внутрифирменной системы управления коммерческой деятельностью, определении конкретных обязанностей каждого звена, обеспечении согласования и взаимо­действия подразделений предприятия большую роль играет юриди­ческая служба организации.

Рассматривая вопрос о месте коммерческого права в системе рос­сийского права, следует учитывать, что система права любой стра­ны не является застывшей и неизменной. На нее оказывают влияние разные факторы — экономические, политические, социальные и иные. С развитием научно-технического прогресса, в процессе меж­дународного разделения труда возникают новые общественные от­ношения, требующие правового опосредования. Появляются новые правовые институты, подотрасли, некоторые из них затем трансфор­мируются в новые отрасли права.

Исторически торговое право возникло в результате дуализма част­ного права. При переходе к рыночной экономике некоторыми уче­ными ставился вопрос о возрождении торгового права в качестве са­мостоятельной отрасли российского права, регулирующей все виды предпринимательских отношений. Но еще в начале 90-х гг. ХХ в. Быков пришел к выводу о том, что «соотношение гражданского и торгового права в современных российских условиях уже не может быть взято в качестве образца формирования дуалистической систе­мы частного права с выделением в его составе гражданского и тор­гового права»). Он отмечал, что «современные условия диктуют не­обходимость формирования не торгового, а предпринимательского права, которое должно преодолеть узкие параметры торгового права как частного права и привнести в свое содержание элементы, обес­печивающие государственное регулирование частноправовых отно­шений с учетом публично-правовых интересов».

Коммерческие отношения обладают определенной специфи­кой и имеют большую общественную значимость. Коммерческое законодательство регулирует значительный по объему массив об­щественных отношений. Эти факторы позволяют ставить вопрос о формировании коммерческого права в качестве относительно само­стоятельной части предпринимательского права.

Вы здесь: Главная Право Коммерческое право Коммерческое право (лекция 1)