Лекционный курс “Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан”. Часть 3

Корпоративный имидж партии и персональный имидж кандидата

Имидж партии определяется либо неосознанно перенесенной на партию оценкой той “эпохи”, когда ее лидеры определяли внутреннюю и внешнюю политику, либо имиджем видных, известных всей нации деятелей партии. Таким образом, индивид идентифицирует себя не с организацией, проводящей определенную политику, а с конкретными группами политиков или отдельными деятелями. Партия оказывается прежде всего символом личности человека — на которого хочет равняться рядовой гражданин, с которым он связывает свои надежды и ожидания, и важна она (партия) для него лишь постольку, поскольку помогает ему сориентироваться — в значительной мере опять-таки через эту личность — в сложном, непонятном, политическом мире. Тем самым, при оценке конкретных политических деятелей играет роль и фактор групповой принадлежности, в результате чего индивиды рассматривают те выгоды или ущербы, которые данная партия или политический лидер приносили в прошлом или могут принести в будущем их социальной группе, то есть ориентируются на стратегический образ этой партии, имеющий для них личностный смысл.

Имидж кандидата на выбо­рах часто становится решающим фактором, да­же более влиятельным, чем партийная принад­лежность. Напротив, при выборах на более низком уровне, например в Парламент, сравни­тельно большую роль играет партийная принад­лежность. Если партия имеет сильного попу­лярного лидера, с личностью которого боль­шинство избирателей отождествляют данное партийное движение, указание на принадлеж­ность к такой партии, разумеется, принесет до­полнительные голоса избирателей.

При наличии существенных программных расхождений в позициях различных кандида­тов результаты голосования могут зависеть, прежде всего от того, насколько убедительно была представлена содержательная часть пред­выборных платформ и насколько она отвечает интересам и чаяниям большинства населения. Когда же избиратель не видит существенных различий между программами разных партий схожей политической направленности, лич­ность кандидата начинает играть главенствую­щую роль.

Крайне важно разработать правильный имидж партии и средства его пропаганды, а также сохранять объективный взгляд на проис­ходящие процессы.

Фактор, серьезнейшим образом влияющий на решение электората, — это лояльность партии по отношению к избира­телю. Позиция кандидата и его поведение дол­жны быть достаточно мягкими и гибкими для того, чтобы избиратель мог склониться в его сторону без болезненной для себя ломки убеж­дений, “не поступившись принципами”.

Параметры, важные для партии при продвижении ее кандидатов к избирателям:

1. единство (избиратели плохо относятся к партиям, в которых возникают разнообразные расколы и споры);

2. компетентность в экономике;

3. видение будущего (избирателям необходимо показать четкую и понятную картинку будущего);

4. страх оппозиции (избирателям следует показывать те “ужасы”, которые ожидают их в случае прихода к власти противников).

В избирательной кампании необходимо разграничить возможные проблемы, обсуждаемые в предвыборной гонке, используя такие параметры: “есть/нет доверие к партии по этой проблеме”, “важна или нет данная проблема”. Наибольший интерес представляют проблемы, важные с точки зрения избирателя и по которым он доверяет партии. Здесь партии следует больше всего концентрироваться на своих дискуссиях. Если же мы имеем важную проблему, но избиратель считает, что наша партия не в состоянии ее решить, от обсуждения данных проблем следует уходить в сторону. Если проблема не считается избирателями достаточно важной, но они верят, что данная партия может ее решить, это тоже хорошая проблема, и ее следует заниматься. Тем более, что постоянное обсуждение позволит переместить ее в рейтинге важности на более существенное место. Проблемы же, которые не важны и к которым нет доверия, вообще опускаются из предвыборной гонки.

 

Вы здесь: Главная Политология Политология Лекционный курс “Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан”. Часть 3