Лекционный курс “Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан”. Часть 3

Опросные методы

Основным методом, используемым, как правило, во всех избирательных кампаниях, является метод опроса.

Виды опросов

1. Базовый выявляет состояние электората по следующим позициям:

участие, неучастие в голосовании;

проблемы мотивации;

степень доверия к различным каналам агитации;

портрет желаемого кандидата;

факторы, способные повлиять на выбор, на изменение решения;

исследования кандидатов-оппонентов и их команд;

степень активности в поддержке предпочтительного кандидата.

2. Сопоставительный повторяет инструментарий базового с целью зафиксировать возможное изменение мнений избирателей по исследуемым проблемам. Основные позиции программы кандидата должны быть апробированы с целью их совершенствования в ходе проведения интервью в фокус-группах, сформированных по различным социальным критериям.

3. Панельный экспресс-опрос выявляет уровень электоральной активности, ее направленность и тенденции изменения.

Основное предназначение социологических опросов — полу­чение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках соци­альных явлений, о феноменах и состояниях общественного, груп­пового и индивидуального сознания. Поскольку эти мнения, моти­вы и феномены выступают свойствами изучаемых социологией объектов, постольку опросы дают о них необходимую информацию. Значимость опросов возрастает, если об исследуемом явлении нет достаточной документальной информации, если оно недоступно непосредственному наблюдению или не поддается эксперименту. В таких ситуациях опрос может стать главным методом сбора информации, но обязательно дополняемым другими исследователь­скими методиками.

Не стоит думать, что исследовательские возможности опро­сов безграничны. Данные, полученные опросными методами, вы­ражают субъективные мнения опрошенных (респондентов). Их нужно сопоставлять с информацией объективного характера, ко­торую нужно вырабатывать иными способами. Наибольший исследовательский эффект опросы дают лишь в сочетании либо с контент-анализом, либо с наблюдением, либо с экспериментом, либо с другими методами.

Опросные методы весьма разнообразны. Наряду с общеиз­вестным анкетированием они выражаются в виде интервьюирова­ния, почтовых, телефонных, прессовых, факсовых, экспертных и иных опросов. Каждая из разновидностей опросов имеет свою спе­цифику, о которой будет сказано ниже.

Охарактеризуем их общие принципы.

Любой социологический опрос нельзя проводить до тех пор, пока не станет предельно ясно, зачем и как это нужно делать. Иначе говоря, проведению опроса должна предшествовать разра­ботка исследовательской программы, четкое определение целей, задач, понятий (категорий анализа), гипотез, объекта и предмета, а также выборки и инструментария исследования.

Каждый опрос предполагает упорядоченный набор вопро­сов (опросный лист), служащий достижению цели исследования, решению его задач, доказательству и опровержению его гипотез. Формулировки вопросов должны тщательно продумываться во многих отношениях, но прежде всего как способ фиксации катего­рий анализа.

Социологический опрос теряет большую часть своего смыс­ла, если ответы респондентов не анализируются в плоскости их социальных и демографических характеристик. Поэтому он пред­полагает обязательное заполнение “паспортички”, куда вносятся те данные о каждом респонденте, необходимость которых диктует­ся опять-таки исследовательской программой.

Любой опрос есть специфический акт коммуникации между интервьюером (лицом, его проводящим) и респондентом (опрашиваемым). Поэтому он должен проводиться с соблюдением следую­щих, как минимум, правил:

1. Респондент знает, кто и зачем его опрашивает.

2. Респондент заинтересован в опросе.

3.Респондент не заинтересован в выдаче ложной инфор­мации (говорит то, что думает на самом деле).

4. Респондент однозначно понимает содержание каждого вопроса.

5. Вопрос не содержит в себе несколько подвопросов.

6. Все вопросы ставятся таким образом, чтобы на них мож­но было дать обоснованный и точный ответ.

7. Вопросы сформулированы без нарушения лексических и грамматических нормативов.

8. Формулировка вопроса соответствует уровню культуры респондента.

9. Ни один из вопросов не имеет оскорбительного для рес­пондента смысла, не унижает его достоинства.

10. Интервьюер ведет себя нейтрально, не демонстрирует свое отношение ни к заданному вопросу, ни к ответу на него.

11. Интервьюер предлагает респонденту такие варианты от­вета, каждый из которых приемлем в равной степени.

12. Количество вопросов сообразуется со здравым смыслом, не ведет к излишней интеллектуальной и психологичес­кой перегрузке респондента, не переутомляет его.

13. Вся система вопросов и ответов достаточна, чтобы полу­чить тот объем информации, который необходим для решения исследовательских задач. Общие правила социологических опросов по-разному модифицируются в их конкретных разновидностях.

Анкетирование — письменная форма опроса, осуществля­ющаяся, как правило, заочно, т. е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях: а) когда нужно опросить большое число респондентов за относительно короткое время; б) когда респонденты должны тща­тельно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпеча­танный вопросник. Применение анкетирования для опроса мно­гочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требую­щим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз.

Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность полученной анке­тированием информации зависит, прежде всего, от репрезента­тивности выборки.

Основным (но не единственным) инструментом этого метода является анкета, состоящая не только из опросного листа и “паспортички”, но и из преамбульно-инструктивного раздела. Значи­мость последнего нельзя недооценивать, так как в условиях заоч­ного общения с респондентом преамбула — единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на искренность ответов. Кроме того, в преамбуле гово­рится о том, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой.

Главная часть анкеты (опросный лист) разрабатывается не только на основе общих требований к опросу, но и с учетом ряда дополнительных соображений.

В анкете можно и нужно ставить:

1) не только программно-тематические, т. е. непосредствен­но вытекающие из исследовательской программы вопро­сы, но и процедурно-функциональные, нацеленные на оп­тимизацию хода опроса;

2) как прямые, предлагающие респонденту выразить свою собственную позицию, так и косвенные (согласие или не­согласие с позицией других людей) вопросы;

3) вопросы -“крючки”, ставящиеся для того, чтобы респон­дент “клюнул”, т. е. ради поддержания его интереса к заполнению анкеты;

4) вопросы -“фильтры”, позволяющие выделить часть рес­пондентов по какому-либо признаку, скажем, ту их часть, мнение которой по следующему за “фильтром” вопросу представляется либо особо ценным, либо, наоборот, не очень важным;

5) контрольные вопросы, проверяющие устойчивость и непротиворечивость мнений респондентов;

6) вопросы -“ловушки”, являющиеся разновидностью конт­рольных, предназначенные для выяснения степени искрен­ности ответов;

7) наводящие вопросы, помогающие точнее понять смысл последующего (более важного) вопроса;

8) дихотомические вопросы, предполагающие два взаимоисключающих друг друга варианта ответа (типа “да-нет”);

9) вопросы -“меню”, т. е. вопросы с поливариантными отве­тами, когда респондент может выбрать любое сочетание вариантов ответов;

10) вопросы -“диалоги”, ответы на которые составляются из ответов воображаемых лиц;

11) шкальные вопросы, т. е. такие, ответ на которые заклю­чен в шкалировании чего-либо;

12) табличные вопросы, предполагающие ответ в форме за­полнения таблицы;

13) закрытые вопросы, т. е. сопровождаемые всеми теорети­чески возможными вариантами ответа, из которых рес­понденту предстоит выбрать тот, который соответствует его мнению;

14) открытые вопросы, не содержащие ни одного варианта ответа, предполагающие, что респондент напишет то, что хочет, в специально отведенном месте анкеты;

15) полузакрытые, точнее, частично закрытые (или частично открытые) вопросы, на которые заранее дана лишь часть вариантов ответа (респондент, не удовлетворенный ими, может дописать свой вариант).

Разрабатывая текст анкеты, следует избегать однообразия используемых типов и форм вопросов, помнить, что каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Не следует забывать при этом и о последующей обработке анкетных данных. Открытые воп­росы, скажем, предпочтительнее закрытых, если важно выявить все нюансы мнений респондентов, но полученную на их основе информацию трудно будет формализовать и обработать. Закры­тые вопросы, особенно в форме “меню”, шкал, таблиц и дихото­мий, более удобны для обработки, но не дают гарантии учета пол­ноты респондентских оценок.

Традиционная для социологического анкетирования логика построения вопросников строится на принципе “от общего к частностям”, при этом последующие вопросы играют роль контрольных по отношению к предыдущим. Но иногда целесообразно руковод­ствоваться противоположным принципом — “от частностей к об­щему”.

Например, в таком случае замечено, что на анкеты, содер­жащие много вопросов, социологи получают меньшую информа­цию, чем проектировалось, прежде всего потому, что конец опрос­ного листа оказывается незаполненным.

Интервьюирование — форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контак­те с респондентом. Этот метод предпочтительнее анкетирования в следующих отношениях:

а) вопросов без ответов при нем практически не бывает;

б) неопределенные или противоречивые ответы могут быть уточнены;

в) имеется возможность наблюдения за респондентом и фик­сации не только его вербальных ответов, но и невербаль­ных реакций;

г) получаемая информация полнее, глубже и достовернее по сравнению с анкетой.

Главный недостаток метода интервьюирования — его малая оперативность, существенные затраты времени, необходимость большого числа интервьюеров, невозможность его использования в ситуациях краткосрочных массовых опросов. Для начинающих социологов он представляет немало трудностей, так как требует специальной подготовки и солидного тренинга. К тому же разные виды интервьюирования предполагают наличие у исследователя неоднозначных наборов знаний и умений.

Наибольшее распространение в социологии получило стандартизированное интервью, отличительной особенностью которого является жесткая последовательность, заранее подготов­ленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них. Его можно проводить по опросному листу анкеты, что зачастую и делается для контроля и дополнения данных ан­кетирования.

Несколько реже используют полустандартизированное ин­тервью. Оно проводится на основе не формализованного опросно­го листа, а памятки (“путеводителя”) с перечнем обязательных вопросов, как правило, полузакрытых, не исключающих обсужде­ния с респондентом иных, но связанных с темой исследования про­блем.

Еще реже встречаются фокусированные интервью, в кото­рых стандартизирован лишь исходный вопрос (правда, в несколь­ких вариациях), а главная задача видится в сосредоточении вни­мания респондентов на обсуждении того варианта проблемы, ко­торый представляется им самым важным.

Разведывательное интервью (другое его обозначение — глу­бинное) используют при определении и/или уточнении формули­ровки рабочих гипотез на этапе разработки программы исследо­вания. Его цель не только и не столько в том, чтобы получить информацию об объекте, столько в выяснении того, какую информацию предстоит произвести в предстоящем исследовании. При этом как интервьюер, так и респондент свободны в выборе спосо­бов ведения беседы.

Каждый из пяти охарактеризованных типов интервью мо­жет реализоваться:

а) однократно или панельно (многократно через определен­ный временной интервал);

б) в межличностной (интервьюер — респондент), личностно-групповой (группа интервьюеров — респондент или, на­оборот, интервьюер — группа респондентов) и группо-груп­повой форме (когда группа интервьюеров беседует с груп­пой респондентов).

Прессовый опрос — разновидность анкетирования, осуществляющаяся посредством периодической печати. Основные преимущества: оперативность, массовость, экономичность, откро­венность респондентов, обусловленная добровольностью их учас­тия в опросе.

Главные его недостатки: низкая репрезентативность, невысо­кие показатели возврата заполненных анкет, усугубляемые боль­шой их выбраковкой, малочисленность вопросов, преобладание зак­рытых вопросов, ограниченные возможности применения шкальных, табличных, диалоговых, менюобразных, контрольных и фильтровочных вопросов, вероятность влияния на респондента других лиц.

Обязательные требования к методу:

1) предварительная ап­робация (пилотаж) среди всех качественно различных групп читателей данной прессы;

2) предельная простота формулировок воп­росов и инструкции к заполнению;

3) использование разных шриф­тов при публикации (для выделения смысловой структуры анке­ты);

4) повторная перепечатка анкеты в той же газете через неделю- полторы после первой публикации;

5) оглашение результатов опроса на страницах этого же издания.

Так как каждая газета имеет своих постоянных читателей, отличающихся от прочих людей рядом социальных характеристик (уровнем материального достатка, местом жительства, идеологи­ческими, политическими и другими пристрастиями), то по резуль­татам прессового опроса, проведенного одной газетой, нельзя су­дить о состоянии общественного мнения, присущего всему населе­нию. Отсюда проистекает желательность и потребность одновременности проведения прессовых опросов по одной и той же анкете в газетах различных направлений. Нарушение этого прин­ципа ведет не к познанию истинного общественного мнения, а к разного рода идейно-политическим спекуляциям.

Почтовый опрос — форма анкетирования посредством почты, предполагающая рассылку анкет (по специально подобран­ным адресам) тем лицам, которые в совокупности репрезентиру­ют изучаемый объект.

Достоинства метода — это возможности: а) получить ответы на вопросы деликатного и интимного характера; б) охватить опро­сом населенные пункты, куда анкетерам невозможно добраться; в) иметь дополнительную информацию, корректирующую дан­ные, произведенные любым иным методом; г) экономить сред­ства (почтовый опрос обходится, как минимум, в два раза дешев­ле обычного интервьюирования).

Недостатки: низкий возврат анкет, перекосы репрезентатив­ности, неизбежность выбраковки, нарушение правила анонимнос­ти опроса, усиливающее искажение ответов.

Обязательные требования данного метода:

1) тщательный, многоаспектный и многоразовый пилотаж проекта анкеты;

2) обстоятельная инструкция к ее заполнению;

3) шифровка конвертов;

4) вложение в почтовые отправления чистого конверта для возвра­та анкеты;

5) напоминание респондентам о необходимости возвра­та заполненной анкеты (телефоном, почтой и иными средствами).

Телефонный опрос — специфический синтез анкетирова­ния и интервьюирования, используемый, как правило, в рамках одного города или иного населенного пункта. Популярность ис­пользования этого метода в современных условиях по­вышается, особенно в периоды избирательных кампаний.

Основные преимущества: оперативность, краткосрочность и экономичность. Главный недостаток: невозможность соблюдения правила репрезентативности выборки. Это обстоятельство обус­ловлено отсутствием телефонов у определенных социальных групп населения, большим количеством отказов абонентов от опроса по разнообразным причинам и поводам и многими другими факто­рами.

Обязательные требования к методу:

1) предварительное изу­чение карты города, мест компактного проживания представите­лей разных социальных групп, расположения АТС;

2) разработка специального инструмента, включающего картограмму опроса, опросных бланков и кодировочных листов, дневника и протокола опроса, обстоятельной инструкции интервьюерам;

3) наличие те­лефонных справочников;

4) соблюдение заранее установленного шага (интервала) при наборе номера телефонов одной АТС;

5) осо­бая подготовка, в том числе специальный тренинг телефонных интервьюеров;

6) повышенная требовательность к их честности;

7) обязательность контроля за их деятельностью;

8) перепроверка полученных данных путем выборочных контрольных опросов оп­рошенных абонентов.

Факсовый (телетайпный, телеграфный) опрос — ред­ко используемая в собственно научных целях форма проведения анкетирования, при которой в качестве единиц отбора респонден­тов выступают учреждения и организации, имеющие факсовую, телетайпно-телеграфную или иную электронную связь с социоло­гическим центром. Встречается в двух разновидностях, отли­чающихся реальным составом респондентов. В первой — респондентами выступают руководители означенных предприятий и уч­реждений, во второй — круг респондентов расширен за счет опро­са руководителями (или социологами) тех лиц, которые определе­ны организаторами опроса.

Главное достоинство метода — сверхоперативность и экспер­тная значимость получаемой информации. Недостатки: предельно сжатый вопросник (не более пяти позиций), закрытость вопросов и ограниченность вариантов ответов (не более семи).

Телевизионный экспресс-опрос — метод сбора не столько социологической, сколько политологической информации, исполь­зуемый ведущими политических телевизионных программ. Техни­ка этого метода предполагает:

1) формулирование телеведущим одного наиболее актуального вопроса;

2) мотивирование телезри­телей на высказывание своего ответа на поставленный вопрос в форме либо “да”, либо “нет”;

3) просьбу к телезрителям немед­ленно позвонить по указанному телефону и продекларировать свою позицию до окончания данной телепередачи (т. е. в течение 20-30 минут);

4) оперативный подсчет кода опроса с демонстрацией это­го подсчета на электронном табло;

5) комментирование получен­ных результатов.

Этот привлекательный для многих прием тележурналистики способен дать только поверхностное представление об обществен­ном мнении вообще, по поставленному вопросу в частности. Он не может выявить умонастроения всего народа, так как данную теле­передачу видели не все, а возможность позвонить в телестудию имели только немногие. Тем не менее, этот метод может ис­пользоваться в социологических исследованиях, естественно, без претензии на роль главного и объективного.

Референдумы, плебисциты и иные общенародные голосо­вания — политические мероприятия, которые связаны с опросом населения, а поэтому должны быть использованы для социологи­ческого анализа общественного мнения и степени социальной на­пряженности.

Экспертные опросы — все чаще используемый специфичес­кий вид опросов, не имеющих массового характера, но играющих важную роль в эмпирической социологии.

При опросах простых людей аналитик сталкивается с проблемой, хорошо известной также и историкам, которую можно охарактеризовать как «немота народа». Простые люди с большим трудом описывают ситуацию и практически не способны дать ей оценку, предположить сценарии развития, сказать «кто против кого дружит» и так далее. При необходимости исследовать эту сторону реальности прибегают к опросам экспертов.

Опрос достаточно сложен, поскольку требует интервьюирования топовых публичных фигур региона (политики, журналисты, промышленники), анкета слабо формализована. То есть от интервьюеров требуется достаточно высокая квалификация и пробивные способности. Но при этом количество интервьюеров небольшое (хватит трех-пяти человек). Следовательно, это не самое дорогостоящее исследование.

Вы здесь: Главная Политология Политология Лекционный курс “Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан”. Часть 3