Лекционный курс “Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан”. Часть 3

Факторы, влияющие на политическую ориентацию избирателей

1. Субъективные факторы:

- идеологические установки;

- интерес к политике.

2. Объективные факторы:

- условия и характер трудовой деятельности;

- материальный и культурный уровень;

- пол, возраст;

- религиозные и географические различия и связанные с ними политические традиции;

- местное и политическое окружение.

Факторы, влияющие на позицию избирателя во время голосования:

- изменение в ту или иную сторону материальных условий жизни;

- описание, анализ и оценка электората как такового (дифференциация по принадлежности к социальным группам и особого рода общностям, демографическим характеристикам, месту проживания, профессиям, социальному и имущественному положению, статусу и т.п.). Путем установления корреляционных зависимостей фиксируется смещение политических ориентаций и предпочтений, что дает возможность спрогнозировать электоральное поведение;

- выявление специфики электората отдельных партий и лидеров (его структура, характер, возможности и масштаб влияния политических субъектов на отдельные электоральные группы — молодежь, женщин, пенсионеров, работников государственных структур или предпринимателей), уровень и «адресность» воздействия лидера (партии) по территориям, определение причин абсентеизма;

- оценка факторов, поддерживающих или изменяющих конкретное электоральное поведение;

- дифференциация избирателей по степени устойчивости их электоральной ориентации — твердые сторонники (противники) какой-то партии или лидера колеблющихся;

- установление предположительных причин, способных побудить различные группы колеблющихся избирателей изменить свои намерения в ходе предвыборной кампании, накануне выборов и в сам момент голосования;

- соотнесение электоральных ориентаций и поведения с другими группами показателей (типологический анализ).

Основные тенденции, определяющие индивидуальные политические предпочтения:

личностно-психологическая типология избирателя;

типологические доминанты политических лидеров;

принадлежность избирателя к определенной социально-профессиональной и демографической группе;

уровень доходов;

национальность и место проживания избирателя;

воспитательная деятельность государства, политических институтов и политических лидеров;

характер ситуации в стране на момент выборов.

Экономическая ситуация и экономическая политика Правительства, вне всякого сомнения, оказывает большое влияние на электоральное поведение. В развитых западных демократиях чем лучше идут дела в стране, тем активнее население поддерживает существующую власть.

Вы здесь: Главная Политология Политология Лекционный курс “Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан”. Часть 3