Лекционный курс “Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан”. Часть 3

Программа “Телефон­ное внедрение”

Цели, задачи, возможности. Программа “Телефонное внедрение” (ПТВ) является эффек­тивным предвыборным агитационным средством, действенным методом непосредственного (контактного) психологического воз­действия на избирателя и обратной связи с ним. Фактически — это телефонный аналог распространенного у нас и на Западе метода ведения агитации, именуемого “От двери к двери”. Одна­ко в отличие от последнего метод телефонной агитации — его вполне можно назвать “От уха к уху” — в условиях нынешнего массового психологического состояния избирателя (раздраженность и нигилизм) гораздо более перспективен.

Во-первых, телефонное внедрение гораздо легче переносится избирателем, чем вторжение прямое, ибо телефонный контакт для него и комфортнее, и безопаснее.

Во-вторых, этот метод практически исключает нежелательные пропагандистские импровизации агитволонтеров, т. к. работа на прозвоне ведется, как правило, по текстовой шпаргалке.

В-третьих, у организаторов ПТВ имеется четкий механизм контроля за ходом и результативностью работы аги­таторов, сводящий к минимуму возможность халтуры.

ПТВ имеет целью психологическое воздействие на избирателя в нужном направлении. Агитация ведется не напрямую, а косвен­но, обычно под видом опроса социологического характера. Соб­ственно, это даже не агитация в привычном смысле. Это зомбирование по телефону, вбивание в подкорку нужной информации.

Программа особенно эффективна, когда требуется “засве­тить” нулевого кандидата, нулевой термин, нулевую идею, т.е. когда нужно, чтобы человек на другом конце провода запомнил то, что ему абсолютно не нужно. Но нужно вам.

Идея и принципы реализации программы просты. Ваш активист-прозвонщик проговаривает по телефону заранее подготовленный текст, в котором заданная фамилия, термин или кратко выраженная идея в виде слогана повторяется заданное число раз. Главное для прозвонщика не то, что он произносит, а то, как он это произносит. Он должен разговаривать по телефону так, чтобы после разговора с ним у собеседника внутренне вырва­лось: “Какой приятный человек! Как с ним было приятно разго­варивать!” Одним словом, надо очаровать собеседника, и тогда нужная информация застрянет в его подсознании, помимо его воли.

Итак, прозвонщику не надо никого призывать голосовать за кандидата. А между тем в ходе этой беседы прозвонщик раз пят­надцать, да еще с придыханием, произносит фамилию кандидата. И она прочно застревает в подсознании собеседника.

Сказанное немного утрировано, но зато суть сразу понятна. И видимо, понятно, что ПТВ — вещь на самом деле не такая уж сложная. И если есть желание и необходимые ресурсы — стоит попробовать.

В зависимости от конкретных целей применения ПТВ задачи, ставящиеся перед прозвонщиком, могут быть усложнены. Напри­мер, когда целью использования программы является не просто засветка, но и раскрутка кандидата, опрос обычно нужен лишь как повод для установления контакта с избирателем. И затем, рас­кручивая собеседника на разговор, прозвонщик вбивает в под­корку собеседника позитивные ассоциации, связанные с кандида­том, получает важную информацию о том, как избиратель воспри­нимает навязываемый ему имидж кандидата.

Побочной целью работы по программе может быть получение необходимой информации социологического характера, позво­ляющей отслеживать динамику предвыборной борьбы, изменения рейтинга кандидатов.

Можно также получать информацию, позволяющую оцени­вать результативность агитационных “касаний” своего и соперни­чающих избирательных штабов.

Подготовка программы. Для осуществления программы ПТВ необходимо решить сле­дующие вопросы:

1. Приобрести телефонно-адресную базу избирательного округа. На ее основе делаются телефонные карты — задания для прозвонщиков.

2. Составить опросник. Характер опросника во многом зависит от того, какую цель преследует “опрос” и под какой “кры­шей”, т. е. от имени кого он проводится.

Составление зомбирующего опросника — самое трудное в программе ПТВ. В принципе — это задача для профессионального психолога.

Основные требования к опроснику:

первое — опросник должен быть коротким. Работа по нему с одним респондентом должна укладываться минут в пятнадцать. Это значит, что, если зачитывать опросник строго по тексту, без импровизаций прозвонщика, с планируемыми примитивными ответами, на это должно уйти максимум 10 минут. При этом, когда прозвонщик начинает разговор с избирателем, он должен ори­ентировать того максимум на 5—7 минут, иначе разговор может не состояться;

второе — в тексте, читаемом прозвонщиком, не должно быть явной агитации в пользу раскручиваемого кандидата;

третье — в то же время фамилия кандидата должна быть про­изнесена прозвонщиком не менее 10 раз. Лучше двадцать. Сделать это нетрудно. Причем необходимо вбить в текст опросника позитивно-ассоциативные зацепки за кандидата, т. е. в результате разговора фамилия кандидата должна быть воспринята респон­дентом положительно. Это более сложная, но тоже вполне ре­шаемая задача.

3. Разработать кодированную карту опроса и необходи­мый справочно-методический материал для участников программы (инструкции, справка о кандидате и предвыборной ситуации и пр.).

4. Подобрать и обучить прозвонщиков. Для этой роли подходят люди нерезкие, спокойные, вежливые, без дефектов ре­чи, лучше женщины. Хорошо работают прозвонщиками сту­дентки гуманитарных вузов, учителя, библиотекари. Необходимо наличие домашнего телефона. Обучение не сложное — в основ­ном, настройка на волну кандидата и диалоговые тренинги.

Программу ПТВ, так же как и акцию “От двери к двери”, лучше проводить в две волны:

первая волна — установление контакта — проводится при­мерно в середине кампании;

вторая волна — закрепление контакта — проводится в послед­нюю неделю кампании. Прозвонка на закрепление ведется только по эффективным звонкам первого этапа. Как правило, во время второй прозвонки агитационная цель звонка уже не скрывается.

Кампания агитацион­ных пикетов. “Говорящие” пикеты

Пикеты как агитационное средство — явление достаточно распространенное. Формы агитационных пикетов могут быть самыми разными — все зависит от целей выставления пикетов и от фантазии их организаторов.

Самый простой пикет — это уличный пункт раздачи листовок. Если рядом установить агитационный плакат — пикет будет более привлекательным. Если снабдить пикетчиков мегафоном и хоро­шими текстами для вещания (речевками), если всю работу пикет­чиков прописать сценарно, предусмотрев наряду с серьезным текстом смешливые отступления, пикет станет мощным сред­ством агитационного воздействия на избирателей.

В практике широко используется выставле­ние “говорящих пикетов”. В ситуации, когда приходится раскру­чивать “нулевого” кандидата, это мощнейший агитационный таран.

Выставляются пикеты в точках сосредоточения больших масс людей — например, у узловых автобусных остановок, у железнодорож­ных станций и платформ в часы пик, на рынках в выходные дни и т. п. Каждый пикет снабжен большим портретом кандидата на высоком штативе, складным столиком, мегафоном, раздаточными материалами (газеты, листовки, календарики), речевками. Чис­ленный состав пикета — 3 человека.

Если кандидата надо раскручивать, если его не знает изби­ратель, первую волну пикетов следует провести уже на первом этапе. В течение примерно недели.

Вторую волну пикетов целесообразно приблизить по времени ко дню выборов. Продолжительность выставления пикетов вто­рой волны — 7—10 дней. Эта волна чисто агитационная: пикет­чики раздают листовки, календарики, спецвыпуски газет, ведут устную агитацию.

Очень полезным представляется личное участие кандидата в пикетах. Причем не обязательно стоять в пикете целую смену. Постоял в сторонке, посмотрел, как идет агитация, подошел, по­участвовал в дискуссии, склонил на свою сторону нескольких че­ловек и переместился к другому пикету... Пусть в округе загово­рят о том, что этот кандидат не боится общаться с народом, что ему есть что сказать избирателю.

“Говорящие” пикеты — эффективное агитационное оружие. Но применять его надо с умом. Надо отслеживать реакцию насе­ления на пикеты. Нельзя допустить, чтобы пикеты надоели, чтобы к ним стали относиться равнодушно, чтобы они, что еще страш­нее, стали раздражать окружающих. Надо вовремя менять оснаст­ку и “репертуар” пикетов — можно, например, привлекать в пикеты самодеятельных артистов, писать для пикетчиков сти­хотворные юморные “речевки” и т.д. И дислокацию пикетов лучше регулярно менять — так и охват больше, и опасности на­доесть меньше.

Вы здесь: Главная Политология Политология Лекционный курс “Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан”. Часть 3