Лекционный курс “Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан”. Часть 3

Полевые технологии

Программа “От двери к двери”

В ряду традиционных полевых методик программа “От двери к двери” занимает особое место. Это — ключевое агитационное средство оргмассового направления любой более-менее серьез­ной избирательной кампании.

Все, что сказано выше о преимуществе полевых методик над агитационно-рекламными, в первую очередь относится к прог­рамме “От двери к двери”. Полноценной данная акция может быть лишь при участковой системе работы агитаторов.

Программу “От двери к двери” целесообразно планировать и реализовывать в два этапа. О предстоящем визите агитаторов надо бы предупредить избирателей заранее — дня за два-три, максимум за неделю. Сделать это лучше с помощью листовки с обращением кандидата (мол, откройте дверь), которую либо опус­кают в каждый ящик, либо наклеивают на двери подъездов.

Первый этап программы — полный обход жилого сектора округа, пик обхода приходится примерно на 20-й день до дня голосования. Агитаторы обходят каждый дом, стремятся попасть в каждую квартиру, но далеко не всегда им открывают двери. Считается неплохим результатом, если агитатору удалось “открыть” четверть от общего числа дверей.

Содержание агитационной беседы и вручаемых избирателю агитационных материалов для каждой кампании индивидуально, зависит от многих факторов. Но общее требование к работе аги­татора при реализации программы “От двери к двери” одно: он должен не только выгодно “засветить” кандидата, но и распо­ложить собеседника лично к себе, постараться найти повод и пообещать “заскочить” к избирателю еще раз, он должен бук­вально напроситься на приглашение. И обязательно реализовать это приглашение. Нацеливая агитатора на такую работу, испо­ведуется простой принцип: если удалось трижды “открыть” одну и ту же дверь, если каждый раз тебе уделили внимание — ты достиг своей цели, избиратель — твой. Ему просто неловко будет про­голосовать за другого кандидата.

Второй этап — фиксирующий. Агитатор обязательно обходит тех, с кем он установил контакт, и вручает личное послание кан­дидата со словами благодарности и приглашением прийти на выборы. Кроме того, послание вручается и тем избирателям, которые попали в орбиту кампании кандидата на разных ее эта­пах: приходили на встречи с ним, обращались в приемную, оста­вили свои координаты пикетчикам, прислали письма и т. д.

Число адресов посещения по второму этапу должно быть ориентировано на расчетное число голосов, обеспечивающих победу на конкретном избирательном участке.

Во-первых, важное внимание придается необходимости личного участия кандидата в агитационном обходе квартир. Это особенно актуально для мелкомасштабных выборов. Но и в более крупных кампаниях кандидату полезно походить от двери к двери, самому постоять в пикетах, посидеть на телефоне. Нет более эффективного агитационного средства, чем личное общение кандидата с изби­рателем. Во-вторых, агитаторов тоже надо сориентировать на то, что кандидат одновременно с ними ходит по квартирам (на соседней улице, в соседнем доме), и пусть агитаторы в свою очередь с энтузиазмом рассказывают эту байку избирателям. А чтобы дан­ный пассаж выглядел правдоподобным, агитаторов, в-третьих, надо нацелить на сбор заявок от избирателей, желающих лично встретиться с кандидатом, в том числе и у себя дома. Надо бук­вально провоцировать избирателей на такие заявки. И если по заверению агитатора приглашение поступило от вполне прилич­ных людей, надо идти в гости, с чаем и тортом, и по возможности поэффектнее пропиарить эту акцию.

Вы здесь: Главная Политология Политология Лекционный курс “Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан”. Часть 3