Лекционный курс «Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан». Часть 1

Тактика избирательной кампании

Если стратегия избирательной кампании выс­траивается как поиск ответа на вопрос, что надо делать, то тактика — как надо действовать, чтобы достичь поставленной цели.

Назначение тактики — проинформировать население о кандидате, основных целях его программы, сформировать у избирателей мнения, суждения, убеждения, оценки, установки, ориентирующие их на поддержку именно этого кандидата. Разнообразные тактические приемы можно рассматривать как конкретные способы воздействия на созна­ние, мотивацию избирателей в соответствии с целями организаторов избирательной кампании.

Рассмотрение предвыборной кампании, т.е. разработка тактики начинается за год до дня голосования. Этот процесс предполагает:

1. РR-кампанию: в течение 6-8 месяцев от начала предвыборной кампании ос­новной целью проводимой работы являются — сделать имя кандидата извест­ным и создать благоприятные отношения, определить сильных кандидатов, выбрать округ, где не должно быть сильных соперников.

2. Планирование кампании (следующие 4-6 месяцев до дня голосования). Организация штаба и написание всех возможных планов (20-25 планов). Разра­ботка сметы. Чем больше информации собрано на данном этапе, тем легче бу­дет проведение работы на 3-м этапе.

3. Агитацию.

Тактическое искусство есть умение сделать так, как никто еще не делал, это постоянное творчество. Ведь каждая избирательная кампания предполагает применение новых приемов борьбы за голоса изби­рателей. Вместе с тем, несмотря на многообразие тактических приемов, используемых в предвыборной борьбе, можно выделить неко­торые стержневые тактические направления, которые с большим или меньшим успехом реализуются всеми участниками избирательного процесса:

 Создание лозунга, т.е. краткого обра­щения к избирателям, которое становится лейтмотивом всей изби­рательной кампании и тиражируется практически во всей рекламной продукции кандидата или избирательного объединения (например, известные лозунги “За достойную жизнь”, “Верьте только делам”, “В единстве — наша сила” и т.д.). Назначение слогана — помочь избирателю понять и запомнить главную программную цель кандидата или партии (объединения). Вот почему слоган тиражирует­ся во всей рекламной продукции избирательного объединения, его повторение не только способствует запоминанию, но и облегчает идентификацию избирателей с кандидатом. Однако для решения этой задачи слоган должен, во-первых, выражать главную идею избирательной кампании кандидата или объединения, а во-вторых — иметь яркую, запоминающуюся форму.

 Создание информационных по­водов. В современном обществе на население обрушивается лавина раз­личной информации. И каждый раз более свежая информация вытес­няет ту, которая распространялась прежде. Если кандидат или избира­тельное объединение хотят, чтобы о них знали и помнили избиратели, они должны постоянно создавать различные информационные пово­ды, чтобы телевидение, радио, печать постоянно распространяли с них нужную информацию.

 Подготовка и рас­пространение политической рекламы. Часто рекламой называют всю деятельность организаторов избирательной кампании по продвиже­нию имиджа их кандидата. Однако среди всего многообразия пропа­гандистских акций всегда есть акции, связанные с изготовлением и распространением печатной и визуальной продукции за счет средств избирательного фонда. Строго говоря, именно эта продукция и пред­ставляет собой рекламу. Это — телевизионные рекламные ролики, плакаты, листовки, буклеты, календари, прямая почтовая коррес­понденция, реклама в Интернете, а также в газетах и журналах.

 Организация выступлений кандидата перед избирателями. При умелой организации таких встреч непосредственное общение с кандидатом оказывает са­мое сильное воздействие на избирателей. Такие встречи помогают кан­дидату устанавливать обоюдный, эмоциональный контакт со свои­ми избирателями, обеспечивая себе решение задачи оказания направленного воздействия; мотивацию их электорального поведе­ния. Однако для возникновения такого эмоционального контакта необходимо не только кандидату продемонстрировать свои лидерские каче­ства, но и его команде провести предварительную работу с населением. Суть этой работы заключается в сборе информации о на­строениях, интересах, ценностных ориентациях избирателей, к подго­товке лиц, задающих “удобные” вопросы; проведении массовых акций, предпринимаются меры на создание особого эмо­ционального настроя людей.

Многообразие тактических приемов, используемых в рамках од­ной избирательной кампании, требует четкой координации. Вот почему тактика избирательной кампании всегда планируется, т.е. составляет­ся план-график работы кандидата, членов его команды, отвечающих за разные направления работы (реклама, связь со средствами массо­вой информации, проведение массовые мероприятий, сбор инфор­мации о действиях соперников и т.д.).

Примерные тактические цели оперативного плана кампании:

- заявить имидж бескорыстного и компетентного человека, отстаивающего интересы обманутых избирателей;

- добиться идентификации имени;

- создать предпосылки для переговоров с коммерческими банками и другими возможными спонсорами о финансовой помощи в формировании фонда избирательной кампании;

- привлечь добровольцев, готовых бесплатно участвовать в сборе подписей в поддержку кандидата.

Вы здесь: Главная Политология Политология Лекционный курс «Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан». Часть 1