Лекционный курс «Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан». Часть 1

Лекция 4. Политический маркетинг и планирование избирательной кампании

Понятие политического маркетинга

Подготовка избирательной кампаний начинается задолго до выборов и представляет собой серьезную систему политологических, социологических, психологических, демографических и иных научных исследований факторов, влияющих на выбор избирателей, и особую роль в этом занимает политический маркетинг.

Политическим маркетингом определяется широ­кий комплекс мероприятий, направленных на создание благо­приятного имиджа политических партий, политических лиде­ров, кандидатов в депутаты представительных органов власти и других властных структур в целях обеспечения их победы на вы­борах.

По Д. Линдону, политический маркетинг — это совокупность теорий и методов, которыми могут пользоваться политические организации и публичная власть для определения своих целей и программ и одновременного воздействия на поведение граждан.

Смысловое значение политического маркетинга состоит в том, чтобы каждый кандидат на выборный пост занимался исследованием конъюнктуры политического рынка, потенциала электората, оценил сложность проблем и соотношение различных социальных интересов для определения предвыборной тактики. По сути кандидат и его программа представляют собой «товар», который в ходе выборов конкурирует с подобными ему «товарами». Задача политического маркетинга в том, чтобы как можно более выгодно преподнести своего претендента, нейтрализовать соперников и приложить максимум организационно-пропагандистских усилий, чтобы избиратели «купили» именно данный рекламируемый «товар».

Искусство и способ выиграть на выборах превращается в данном случае в вид профессиональной деятельности, которым занимается штаб избирательной кампании, профессионально подобранная команда кандидата. Политический маркетинг должен быть ориентирован на долгосрочную цель: способствовать формированию наиболее притягательного, позитивного имиджа политического деятеля для достижения желаемого результата и поддержки его большинством населения.

Функции политического маркетинга

В определении функций политического маркетинга выделяются следующие элементы:

 создание политического рынка идей, программ, проектов реформирования общества и т.д.;

 объединение различных групп общества вокруг одного го­сударственного или национального интереса;

 выявление и выдвижение на национальную арену выдаю­щихся политических деятелей, а также отстранение не­компетентных политиков;

 усиление конкурентной борьбы различных политических партий на основе выдвижения ими новых политических идей, проектов, программ;

 содействие развитию и укреплению демократии, поскольку там, где есть возможность политического выбора, там есть и свобода слова, свобода волеизъявления, т. е. все то, что способствует демократическим процессам.

Этапы политического маркетинга

Для успешного выполнения функций политического маркетинга следует учесть его этапы, среди которых:

1.социальный, экономический, политический, психологический анализ места действий;

2.выбор стратегии, определение целей для обработки различных групп избирателей, выбор темы кампании;

3.продвижение кандидата, с использованием для этого возможности местных и национальных СМИ.

В совокупности ключевое место в политическом маркетинге избирательной кампании чаще всего занимают опросы общественного мнения, политические консультации по организации и проведению выборов, техника создания и «продажи» имиджей кандидатов.

Вы здесь: Главная Политология Политология Лекционный курс «Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан». Часть 1