Лекционный курс «Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан». Часть 1

ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС «Выборы и избирательные системы в РК»

  1. Выборы — необходимый признак демократического правового государства 
  2. Правовая регламентация и законодательное обеспечение выборов в Республике Казахстан
  3. Политический маркетинг и планирование избирательной кампании
  4. Стратегия и тактика избирательной кампании
  5. Организация штаба избирательной кампании
  6. Нормативное регулирование PR
  7. СМИ в избирательной кампании
  8. Политическая реклама в избирательной кампании
  9. Информационные технологии в избирательной кампании
  10. Технологии формирования позитивного имиджа кандидата
  11. Правовые основы организации работы с электоратом
  12. Агитаторы: типология, формирование команды
  13. Технологии проектирования и изучения электората как системы

Лекция 1-2. Выборы — необходимый признак демократического правового государства

Как известно, органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной власти.

Выборы, как и референдум, представляя собой узаконенную форму прямого народного волеизлияния, являются важнейшим проявлением демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольного законопослушания граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан. Демократические выборы — это антипод гражданской войны и силового решения вопроса о власти.

Под избирательной кампанией в формальном значении этого понятия понимается установленный законом период, в течение которого политические партии и организации, а также государственные органы, ответственные за проведение выборов, осуществляют их организацию, пропагандистскую и идеолого-информационную подготовку в соответствии с установленными правилами. Под ней понимается также комплекс организационных, пропагандистских и иных мероприятий, проводимых отдельными партиями и кандидатами. В таких случаях говорят об избирательной кампании той или иной партии, того или иного кандидата и т.д.

Существует целый ряд различий в организации и проведении избирательных кампаний в различных странах. В зависимости от сложившихся в каждой стране традиций Главой государства или Правительства или же Парламентом назначается официальная дата выборов. С этого дня начинается избирательная кампания, в ходе которой каждая партия выдвигает своих кандидатов или список кандидатов, которые должны пройти соответствующую регистрацию. Для проведения выборов вся территория страны или, в зависимости от характера выборов (всеобщие, региональные, местные и т.д.), — области, районы разбиваются на избирательные округа, от которых избирается соответствующее число депутатов. Размер округа зависит от уровня выборов. Если для проведения местных выборов создаются небольшие округа на базе городского района, поселка, деревни, то для проведения выборов областного или местного уровня несколько таких округов объединяются в один большой. Как правило, избирательные округа создаются таким образом, чтобы каждый депутат (в зависимости от властного уровня) избирался от равного числа жителей или избирателей.

Вы здесь: Главная Политология Политология Лекционный курс «Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан». Часть 1