Лекция на тему “Политическая культура и идеология”

Политическая идеология

Политическая идеология представляет собой одну из форм политического сознания. Начиная с появления термина «идеология» (его ввел французский философ эпохи позднего Просвещения Антуан Дестют де Трасси), в науке сложились различные взгляды на его содержание и значение, которое оно занимает в политической сфере общества.

В.Парето рассматривал политические идеологии как интеллектуальные системы, которые являются «языками чувств» и лишь оформляют побудительные мотивы человеческого поведения.

К.Маркс видел в идеологии, прежде всего, форму иллюзорного сознания, вызванную противоречиями общественного бытия, и в первую очередь производственных отношений.

Большое влияние на формирование современных концептуальных подходов к анализу идеологии оказала концепция немецкого ученого К. Мангейма, который рассматривал ее как разновидность апологетического сознания, которое будучи трансцендентным по природе, играет по отношению к действительности роль стабилизирующего фактора.

Анализируя все многообразие подходов к пониманию идеологии, ее можно определить как специфическую форму политического сознания, систему взглядов на власть, государственное устройство и способы их регулирования.

Политическая идеология представляет собой определенную доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование), добивающейся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям.

Политическая идеология- это разновидность корпоративного сознания, отражающая групповую точку зрения на ход политического и социального развития общества.

Функции идеологии.

1) Ориентационная, которая выражается в том, что она создает систему смыслов и ориентаций человеческой деятельности.

2) Мобилизационная, где идеология выступает в качестве непосредственного мотива политической деятельности, мобилизуя общество на достижение поставленных целей и задач.

3) Интегративная, которая заключается в организации и интеграции определенной общности, противопоставляя частным интересам интересы социальных групп и общества.

4) Амортизационная, главная цель которой — ослабить социальную напряженность при несоответствии между потребностями общества и реальными возможностями их удовлетворения.

5) Функция выражения самосознания и интересов определенной социальной группы, слоя, нации, класса или других общностей, интеллектуальное и духовное обоснование политической деятельности, определение механизма защиты выражаемых интересов.

Уровни идеологии.

1.Теоретико-концептуальный, на котором формулируются основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного класса (нации, государства) или приверженцев какой-то определенной цели политического развития. По сути дела это уровень политической философии социальной группы, выражающей основные ценностно-смысловые ориентиры ее развития, те идеалы и принципы, во имя которых совершаются государственные перевороты, разрушаются политические системы и возрождаются общества.

2. Программно-политический, на котором социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, конкретные лозунги и требования политической элиты, формируя, таким образом, нормативную основу для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения граждан.

3. Актуализированный, который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, ее влияния на практическую деятельность людей, их политическое поведение.

Анализируя особенности формирования и функционирования идеологий, английский исследователь Л. Фойер сформулировал ряд законов:

· закон постоянных компонентов;

· закон «правого» и «левого» крыла;

· закон генерационной идеологической волны;

Сущность закона постоянных компонентов заключается в том, что, по мнению Л. Фойера, во всех идеологиях можно обнаружить три постоянных элемента.

Первый элемент- это миф о Моисее. Л. Фойер проецирует библейский сюжет о Моисее- освободителе израильтян из египетского плена, на основное предназначение любой идеологии, которая заключает в себе некое глобальное представление о миссии избавления и раскрепощения.

Второй постоянный компонент- это определенный догмат, парадигма, дающая идеологии философское обоснование. Третий постоянный элемент- это социальная база данной идеологии, определенный слой людей, призванный воплотить идеологию в реальные действия.

Основной смысл закона «правого» и «левого» крыла заключается в том, что одна и та же идеология в своем развитии проходит различные политические и социальные стадии. На протяжении этого процесса она может быть как «левой», так и «правой», т.е. обслуживает разные политические и социальные силы.

Закон генерационной идеологической волны состоит в том, что каждая генерация (новое поколение) ищет новую идеологию. Этот поиск является началом новой генерационной волны. Генерационная волна возникает «слева», потом постепенно смещается к центру и завершается волна на «правых» позициях.

Модели формирования идеологии. Процесс формирования идеологии явление очень сложное, масштабное, зависящее от множества объективных и субъективных факторов. В научном анализе для того, чтобы более детально рассмотреть этот процесс, принято выделять следующие основные модели формирования идеологии:

· Модель конденсации

· Модель конвергенции

· Модель дивергенции

· Модель ревитализации

· Модель плавильного котла

Модель конденсации отражает процесс трансформации идеологических представлений, присущих обыденному политическому сознанию в теоретические структуры — идеологические и программные доктрины и требования. Существуют определенные настроения, чувства и эмоции, будоражащие массовое сознание; по мере того, какое распространение они получают происходит своего рода конденсация «испарений массового сознания» и преобразование их в идеологические формы.

Модель конвергенции — это образование идеологии путем синтеза, интеграции различных идей и представлений, выработка общей идеи на основе существующих идеологических установок.

Модель дивергенции — формирование новой идеологии происходит путем «расщепления» идеологии уже существующей, в результате ее редукции, дезинтеграции.

Модель ревитализации — образование идеологии на основе возврата к старым идеям, их возрождения в модифицированной форме, более приспособленной к современным политическим реалиям.

Модель плавильного котла — такую модель формирования идеологии ученые предложили рассматривать в условиях глобализации, когда в одном плавильном котле оказались политические идеи, концепции, доктрины и представления всех времен, народов и регионов.

Выделение этих моделей носит условный и вспомогательный характер, поскольку в реальном процессе генезиса и изменения идеологий они нередко сочетаются и ни одна из них не встречается в чистом виде. Тем не менее, знание данных моделей может помочь при анализе механизма возникновения некоторых идейных течений.

Роль идеологии в мире политики меняется в зависимости от исторических условии, ситуации в стране, соотношения сил. Идеология является одним из важнейших компонентов политического процесса, вне ее не бывает политического действия, не могут существовать ни общественно-политическое движение, ни политическая партия.

Именно идеи, превращаясь в систему убеждений человека, предрасполагают его к действию, нацеленному на осуществление признанной им наилучшей формы общественного устройства.

Вы здесь: Главная Политология Политология Лекция на тему “Политическая культура и идеология”