Лекции по курсу “Основы медицинских знаний и охраны здоровья детей”. Часть 2

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИММУНИТЕТЕ И ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМАХ ОРГАНИЗМА

Наш организм располагает несколькими защитными механизмами для противостояния патогенным микроорганизмам-возбудителям болезней, проникающим в наш организм, например, когда мы наносим себе небольшую рану. Обычно лейкоциты, в функцию которых входит изоляция и уничтожение этих организмов, сами справляются с вторжением, хотя существуют также процедуры ( прививки, введение сывороток), помогающие иммунной системе в выполнении её задач. Иммунная система включает органы, способные производить или накапливать лимфоциты, вырабатывающие антитела. Такими органами являются красный костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка и кишечные пластинки Пэйе.

В качестве реакции на присутствие микробов в организме лимфоциты вырабатывают антитела — белки, которые устремляются к антигенам – токсичным веществам микробов. Миссия антител состоит в том, чтобы бороться с вредным воздействием антигенов, присоединяясь к ним. Эта реакция антиген- антитело, происходящая в плазме крови, образует первичную иммунную реакцию, которая нейтрализует чужеродные молекулы или микробы, их содержащие.

Кроме того, лимфоциты наделены «иммунной памятью»,: они помнят как образуется специфическое антитело для определенного антигена. Это значит. что если один и тот же антиген проникает вторично в один и тот же организм, образование антител идет значительно быстрее и их образуется больше. Эта реакция называется вторичной иммунной реакцией..

Иммунитет - это невосприимчивость организма к инфекционным агентам и чужеродным веществам. Такими агентами чаще бывают микробы и яды, которые они выделяют, — токсины. Иммунитет к инфекционным болезням проявляется в нескольких формах. Различают естественный и искусственный иммунитет.

clip_image001Естественный иммунитет возникает натуральным путем без сознательного вмешательства человека. Он может быть врожденным и приобретенным. Врожденный видовой иммунитет обуславливается врожденными свойствами человека или данного виды животных, которые передаются по наследству. Так, известно, что человек не болеет чумой рогатого скота и холерой кур, а они не болеют брюшным и сыпным тифом. Приобретенный иммунитет возникает в случае перенесения инфекционной болезни. После одних болезней он сохраняется долго, иногда всю жизнь (натуральная оспа, брюшной тиф, и др.), а после других –кратковременно (грипп).

Искусственный иммунитет создается путем введения в организм вакцины или сыворотки для предупреждения инфекционных болезней. Он всегда бывает приобретенным.

Иммунитет может быть активным и пассивным. Активный иммунитет вырабатывается в организме активным путем в результате перенесения инфекционной болезни или после введения вакцины. Пассивный иммунитет возникает после введения в организм сыворотки содержащей специфические антитела, или путем передачи антител от матери к плоду через плаценту. Известно, что дети в первые месяцы жизни имеют пассивный иммунитет к кори, скарлатине, дифтерии в том случае, если мать имеет иммунитет к этим болезням.

Продолжительность активного иммунитета может быть от полугода до 5 лет, а после некоторых болезней (натуральная оспа, брюшной тиф) иммунитет может сохраняться всю жизнь. Пассивный иммунитет сохраняется 2-3 недели после введения сыворотки. а при получении антител через плаценту- до нескольких месяцев.

Антигены - это сложные органические вещества. которые при поступлении в организм человека и животных способны вызывать в ответ иммунную реакцию-образование антител. Способностями антигенов обладают чужеродные для организма белки и полисахариды. Антигенными свойствами обладают микробы и их яды-токсины.

Антитела – это сложные белки — иммуноглобулины плазмы крови и теплокровных животных, которые синтезируются клетками лимфоидной системы организма под воздействием антигенов.

Антитела имеют строгую специфичность. они способны вступать в реакцию только с тем антигеном в ответ на введение которого были созданы в организме. Против каждой инфекции образуются только свои , специфические иммунные антитела.

Иммунные сыворотки — препараты крови животных или человека, которые содержат антитела. Используются для диагностики, лечения и профилактики различных заболеваний. После введения иммунной сыворотки возникает пассивный иммунитет, который сохраняется до 3-4 недель. Введение иммунной сыворотки проводят по методу А.М.Безредко, который позволяет десенсибилизировать организм: сначала подкожно вводят 0,1 через 30 мин. –0,2, а через 1-2- ч- внутримышечно всю остальную дозу.

Вакцины (от латинского vaccina — коровина) — это препараты, приготовленные из микробов или продуктов их жизнедеятельности и предназначенные для активной иммунизации с профилактической и лечебной целью. Начало иммунизации положил английский врач Э.Дженнер, который в1796 г. привил ребенку коровью оспу, после чего у него возник иммунитет к натуральной оспе.

Большой вклад в развитие вакцинации внес французский ученый Луи Пастер, разработавший методы ослабления вирулентности микробов и создавший вакцины против бешенства и сибирской язвы. Русский ученый Н.Ф.Гамалея установил возможность создания химических вакцин, а также вакцин из убитых микробов.

Различают следующие виды вакцин: 1) живые вакцины, приготовленные из микробов, вирулентность которых ослаблена; 2) вакцины из убитых микробов, которые были обработаны формалином, спиртом или нагреванием и т.д.; 3) химические вакцины, приготовленные из продуктов расщепления микробных клеток; 4) анатоксины — токсины, обезвреженные продолжительным действием формалина и тепла.

Вакцины можно вводить разными путями: внуримышечно (корь), подкожно (брюшной тиф, паратифы, дизентерия, холера, чума и др.), накожно (натуральная оспа, туляремия, туберкулез, сибирская язва), в нос ( грипп) или через рот (полиомиелит).

Плановая вакцинация проводится в определенной последовательности. Так, новорожденные получают вакцину против туберкулеза (БЦЖ), далее вакцинируют против дифтерии, столбняка и коклюша, позже — против кори и полиомиелита.

Вы здесь: Главная Педагогика Социальная педагогика Лекции по курсу “Основы медицинских знаний и охраны здоровья детей”. Часть 2