Лекции по курсу “Основы медицинских знаний и охраны здоровья детей”.Часть 1

Уход за больными с заболеваниями органов кровообращения

Подсчет частоты дыхания.

1. Приготовьте секундомер.

2. Попросите исследуемого лечь удобно, чтобы вы видели верхнюю часть передней поверхности грудной клетки.

3. Возьмите руку, как для обследования пульса, чтобы он думал, что вы исследуете его пульс. (Когда человек знает, что подсчитывают его дыхание, он невольно начинает управлять дыханием, и результат может стать неверным).

4. Смотрите на движение грудной клетки. Если вам не удается увидеть движения грудной клетки, положите руку на его грудную клетку, и вы почувствуете его движения.

5. Подсчитайте количество вдохов (подъема грудной клетки) за 1 минуту.

Зарегистрируйте данные измерения в листе наблюдения.

Исследование пульса.

1. Установите 2, 3, 4-й пальцы последовательно на область лучевой артерии от основания большого пальца вверх на обеих руках исследуемого.

2. Прижмите лучевую артерию и ощутите пульсовые удары.

3. Определите симметричность пульса на двух руках. Если пульс симметричен (одинаков на обеих руках), дальнейшее исследование можно проводить на одной руке. Если пульс несимметричен, дальнейшее исследование проводите на каждой руке отдельно.

4. Определите частоту, ритмичность (равномерность интервалов между ударами) и наполнение пульса (при легком нажатии пульсация быстро исчезает — значит, наполнение плохое, и наоборот).

5. Производите подсчет пульсовых ударов не менее 30 секунд. Полученную цифру умножьте на 2, так как пульс подсчитывается за 1 минуту. При наличии неритмичного пульса подсчет произведите на 1 минуту.

6. Зарегистрируйте данные в вашем листе наблюдения.

Исследование пульса и дыхания должно проводиться в состоянии покоя. При пренебрежении этим условием показатели исследований окажутся недостоверными.

Измерение артериального давления.

У здоровых людей АД зависит от возраста. С возрастом человека как систолическое (верхнее), так и диастолическое (нижнее) АД повышается.

Возрастное повышение уровня АД.

Возраст

Артериальное давление, мм рт. ст.

Систолическое (верхнее)

диастолическое (нижнее)

Новорожденные

59 — 71

30 — 40

1 — 12 месяцев

85 — 100

35 — 45

1 — 2 года

85 — 105

40 — 50

3 — 7 лет

86 — 110

55 — 63

8 — 16 лет

93 — 117

59 — 75

17 — 20 лет

100 — 120

70 — 80

21 — 60 лет

до 140

до 90

Старше 60 лет

до 150

до 90

Повышение артериального давления называется артериальной гипертензией, а понижение — артериальной гипотонией.

Выполнение процедуры.

1. Положите правую руку пациента в разогнутом положении ладонью вверх. Если пациент сидит, то для лучшего разгибания руки попросите его подложить под локоть сжатый кулак кисти свободной руки.

2. Наложите манжету аппарата для измерения давления на обнаженное плечо на 2-3 см выше локтевого сгиба. Одежда не должна сдавливать плечо манжеты. Закрепите манжету так плотно, чтобы между ней и кожей плеча больного проходит один ваш палец.

3. Соедините манометр с манжетой. Стрелка манометра должна находится на нулевой отметке шкалы.

4. Найдите пульс в области локтевой ямки и поставьте на это место фонендоскоп.

5. Закройте вентиль на груше и накачивайте воздух в манжету: нагрейте воздух, пока давление в манжете по показаниям манометра не превысит на 25-30 мм рт. ст. уровень, при котором перестала определяться пульсация артерии по ударам, которые слышны в фонендоскопе.

6. Откройте вентиль и медленно выпускайте воздух из манжеты. Слушайте тоны фонендоскопом и внимательно следите за показателями шкалы манометра.

7. Отмерьте показания величины систолического (верхнего) давления при появлении первых отчетливых звуков в фонендоскопе.

8. Отметьте величину диастолического (нижнего) давления, которая соответствует моменту полного исчезновения тонов в фонендоскопе.

9. Запишите данные измерения артериального давления в вашем листе наблюдения в виде дроби (в числителе — систолическое давление, а в знаменателе — диастолическое), например: 120/80 мм рт.ст.

АД нужно измерять 3 раза на обеих руках с промежутком в 1-2 минуты и за достоверный брать наименьший результат. Воздух из манжеты надо выпускать каждый раз полностью.

Вы здесь: Главная Педагогика Социальная педагогика Лекции по курсу “Основы медицинских знаний и охраны здоровья детей”.Часть 1