Лекции по курсу “Основы медицинских знаний и охраны здоровья детей”.Часть 1

ДЕЙСТВИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ВЕЩЕСТВ

Организм каждого человека обладает индивидуальной чувствительностью в лекарственным препаратам, что должно учитываться при назначении лечения. В ряде случаев на эффективность воздействия препаратов оказывает даже пол человека.

Местное действие лекарственного вещества на месте его контакта с тканями организма. Широко используется в хирургии, стоматологии, при кожных и других заболеваниях.

Резорбтивное действие лекарств развивается после всасывания вещества, поступления его в общий кровоток и затем в ткани.

Прямое действие лекарственного вещества реализуется на месте его непосредственного контакта с тканью .

Рефлекторное действие возникает при воздействии на нервные окончания и проявляется изменением состояния либо соответствующих нервных центров, либо исполнительных органов.

Косвенное действие проявляется в виде ответа тех или иных органов на первичную фармакологическую реакцию других органов.

Избирательное (преимущественное) действие связано с взаимодействием лекарственного вещества только с определенными рецепторами. Этим действием определяется ведущее предназначение вещества, которое и обусловливает его применение.

При назначении больному двух или более препаратов одновременно действие их может иметь комбинированный характер в двух вариантах:

1. Синергизм случаи, когда комбинированное действие лекарственных веществ сопровождается усилением конечного эффекта.

2.Антагонизм — характерно ослабление эффекта лекарственных веществ при их сочетанном применении.

Действие лекарственного вещества называется обратимым, если изменения вызванные его введением, исчезают после отмены препарата. Необратимым является действие, вызвавшее изменения, которые не исчезают после прекращения приема лекарственных веществ.

Действие препарата, ради которого его применяют, называется основным. Однако практически все вещества обладают побочным действием, т.е. вызывают нежелательные эффекты, например, в виде лекарственной аллергии.

Токсическое действие возникает при употреблении лекарственных веществ в дозах, превышающих терапевтические.

Тератогенное действие — влияние лекарственного вещества на эмбрион, которое приводит к рождению детей с различными аномалиями.

При повторном введении лекарственного вещества могут наблюдаться :

– кумуляция — увеличение эффекта ряда веществ в связи с их накоплением в организме;

– сенсибилизация — усиление действия вещества при его повторном введении, связанное с повышенной чувствительностью к нему организма (антибиотики, снотворные. витамины и др.). Сенсибилизация может сопровождаться сыпью на коже, повышением температуры. возникновением отека слизистых, болями в суставе и другими более тяжелыми симптомами.

– привыкание — ослабление эффекта при повторном введении лекарственного вещества, обусловленное уменьшением его всасывания, увеличением скорости инактивации и повышением интенсивности выведения (к болеутоляющим, слабительным, мочегонным, гипотензивным средствам и нейролептикам);

– лекарственная зависимость (пристрастие, наркомания) — сильное, иногда непреодолимое стремление к систематическому употреблению определенных лекарственных и других веществ, вызывающих состояние физического и психического покоя, благополучия, радости, приятного ощущения, называемых эйфорией. Болезненное пристрастие возникает к наркотическим анальгетикам, алкоголю, кокаину, гашишу и т.д.

Различают несколько видов лекарственной терапии: профилактическая — применение лекарственных средств направлено на предупреждение определенных заболеваний; этиотропная терапия — на устранение причины заболевания; симптоматическая — на устранение нежелательных симптомов, что оказывает влияние и на течение основного патологического процесса; заместительная используется при недостатке естественных биогенных веществ ( например, гормонов).

Доза — это количество лекарственного вещества, предназначенного для лечения. В зависимости от применения лечебная доза может быть разовой, суточной, курсовой. Различают также дозы минимальные и максимально допустимые, токсичные и смертельные.

Вы здесь: Главная Педагогика Социальная педагогика Лекции по курсу “Основы медицинских знаний и охраны здоровья детей”.Часть 1