Лекция по технологиям социально-педагогической деятельности. Часть 2

Правила педагогического общения в ходе консультирования учащихся

Первое правило — формирование чувства Мы. Достигается устранением ряда барьеров, которые могут возникать в процессе взаимодействия.  Педагог должен следить за тем, чтобы не вторгаться в личное пространство ребенка, не давить на него.  Оптимальная физическая дистанция в общении, воспринимаемая, как правило, бессознательно, благоприятно влияет на самочувствие субъектов, взаимодействующих друг с другом.

Социальный барьер возникает в том случае, когда моральные и индивидуальные представления человека о самом себе оказываются слабее, чем требования, предписываемые ему той социальной ролью, которую он призван играть в рамках своей профессии и занимаемой должности, в данном случае — преподавателя.

Второе правило — обязательное установление личностного контакта с детьми. Одному ребенку будет приятно наше тактильное прикосновение (дотронуться до руки, погладить по голове, прижать к себе), к другому нужно обратиться с какими-нибудь словами (назвать по имени, сказать что-либо в его адрес), а третьему, возможно, будет достаточно того, что мы смотрим на него и устанавливаем визуальный контакт.

Третье правило — демонстрация собственной расположенности.  Это проявляется в том, как мы улыбаемся (открыто, непринужденно или с ехидцей), с какой интонацией говорим (по-дружески, авторитарно и т. д. ), как экспрессивно окрашиваются наши движения (сдержанно, пренебрежительно, суетливо и т. д. ).

Четвертое правило — показ ярких целей совместной деятельности. Значимость этого положения убедительно обоснована А.  С.  Макаренко в его учении о перспективе: близкой, средней и дальней.

Пятое правило — постоянное проявление интереса к клиенту.  Педагог должен уметь слушать и при этом слышать, сопереживать, не обделяя своим вниманием никого из ребят.

Шестое правило — оказание и просьба помощи. Созидательную деятельность, в которую включается ребенок, педагогу необходимо инструментировать так, чтобы у него все получилось, чтобы ему сопутствовал успех.  В любой деятельности учащихся важно создать положительный психологический фон, атмосферу радости и одобрения с помощью различных средств: авансирования, подчеркивания индивидуальной исключительности, снятия страха, оказания скрытой помощи, мобилизации активности, усиления мотивации.

Вы здесь: Главная Педагогика Социальная педагогика Лекция по технологиям социально-педагогической деятельности. Часть 2