История педагогики (Лекция №15 — Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в 90-е годы XX века)

Наиболее ярким событием в школьном образовании 90-х гг. стало появление учебных заведений нового типа (гимназии и лицеи). Их реставра­ция в системе образования СССР, а затем и стран СНГ вызвала бурную полемику на страницах периодической печати, цен­тральное место в которой заняли вопросы сущности и характера деятельности инновационных структур, их типологии, содержа­ния образования.

Полярность точек зрения специалистов и по­лемика вокруг новых школ была вызвана стихийным характе­ром их появления, отсутствием единой концепции, утратой тра­диций развития академической школы в советский период. Чтобы стабилизировать работу новых учебных заведений, пона­добилось время, которое показало их жизнеспособность.

В сво­ей деятельности гимназия и лицей опираются на традиции ев­ропейского школьного образования: академизм, профильность, селективность, высокое качество обучения. Пик создания но­вых школ в республике приходится на 1991—1993 гг. Начиная с 1994 г. рост сети гимназий и лицеев замедляется, что объясня­ется определенным насыщением белорусской системы образо­вания этими образовательными учреждениями и ужесточением государственного контроля над их деятельностью.

В середине 90-х гг. приоритетным становится не количественный рост, а качество их работы. В 2004 г. в Республике Беларусь действо­вали 115 гимназий, 26 лицеев, 100 школ с углубленным изучением предметов. Значительная часть гимназий и лицеев, специализи­рованных школ сконцентрирована в столице, что объясняется высоким общественным спросом, большим числом вузов и ква­лифицированного профессорско-преподавательского состава.

В сравнительно небольшой срок система образования Рес­публики Беларусь существенно преобразилась. Особенно зна­чительные изменения произошли в школьном образовании: появились новые типы учебных заведений (гимназия, лицей, учебно-педагогический комплекс, специализированная школа и др.).

Наряду с государственным получил развитие частный сек­тор школьного образования. В учебных заведениях разворачи­вается инновационная деятельность, расширяется спектр при­меняемых технологий. Эти изменения подготовили почву для кардинальной реорганизации школьного образования, его структурной и содержательной перестройки и обусловили вступление белорусской школы в полосу длительного крупномасштабного реформирования.

Структура системы образования в Республике Беларусь представляет собой следующие типы учебных заведений:

Вы здесь: Главная Педагогика История педагогики История педагогики (Лекция №15 — Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в 90-е годы XX века)