История педагогики (Лекция №12 — Строительство советской системы образования и разработка ее теоретических основ в 1917 — 1945 годах)

Блонский считал педагогику точной наукой, с объективными методами исследования, а не рассуждением о ребенке. Важнейшим инструментом научной педагогики и гарантией достоверного педагогического знания Блонский считал объективные статистические сведения о ребенке и его детстве, полученные с помощью различных тестов. Он был одним из основателей развития педологического направления в России, которое было прервано в 1936 году постановлением Наркомпроса «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». Многие ученые-педологи были репрессированы, а педология как наука, изучающая ребенка, надолго была предана забвению в СССР.

Особое место в педагогике первой трети XX века принадлежит А.С. Макаренко (1888 — 1939), который известен как блестящий практик и писатель. Его художественные произведения «Педагогическая система» (1937) и «Флаги на башнях» (1938) стали классикой отечественной педагогической лимтературы.

А.С. Макаренко разработал стройную педагогическую систему воспитания трудных детей в коллективе и через коллектив. В 1920 году советское правительство поручило отделам народного образования организовать колонии для несовершеннолетних правонарушителей. Одну из таких колоний и возглавил под Полтавой А.С. Макаренко, которое впоследствии было присвоено имя писателя М. Горького.

Основная задача воспитания по Макаренко — это создание коллектива, который объединяет людей не только общей целью в коллективном труде, но и общей организацией этого труда. По мнению Макаренко, коллектив это не толпа, а живой, развивающийся организм, целеустремленный комплекс личностей. Он обладает оргпанами самоуправления, которые представляют интересы коллектива, конкретной личности и общества.

А.С. Макаренко глубоко обосновал воспитательные возможности коллектива, разработал содержание его деятельности и принципы организации: закон движения коллектива (движение — это форма жизни коллектива, остановка — его смерть), систему перспективных линий (близкая, средняя, далекая), гласности, ответственную зависимость, принцип параллельного действия (воздействия на личность воспитателя, актива и всего коллектива).

Организационное строение коллектива по Макаренко.

1. Первичные коллективы (обряды), которые возглавляются командиром, назначенным педагогом. Затем командир и его помощник избираются на общем собрании всеми членами отряда.

2. Все воспитанники, хорошо относящие к учению, и принимающие участие в работе органов самоуправления входят в актив коллектива.

3. Главным огранном самоуправления коллектива является общее собрание всех отрядов, где выбирается совет командиров.

4. Для выполнения какого-либо одного задания создаются подвижные отряды (сводные отряды).

5. В любом коллективе должен сформироваться определенный мажорный тон, свой стиль и традиции.

6. Каждый член коллектива должен ощущать чувство собственного достоинства и гордость за свой коллектив, личную безопасность и защищенность в коллективе.

7. В коллективе должна присутствовать игра.

Этапы создания коллектива.

1. Становление коллектива — предъявление требований учителем, подбор актива и работа с ним.

2. Стабилизация структуры коллектива — усиление влияния актива, формирование общественного мнения.

3. Расцвет коллектива — вовлечение всех учащихся в общие дела.

Выделяют еще и четвертую стадию развития коллектива.

4. Движение коллектива вперед от цели к цели.

Произведения А.С.Макаренко изданы во многих странах мира. В последнее время отмечается повышенный интерес к его наследию. Особая активность в изучении его системы наблюдается в Германии, где созданы специальные центры и кафедры, издаются его работы и журналы типа «Макаренко-реферат», подготовлено 20-ти томное издание его трудов.

Вы здесь: Главная Педагогика История педагогики История педагогики (Лекция №12 — Строительство советской системы образования и разработка ее теоретических основ в 1917 — 1945 годах)