История педагогики (Лекция №12 — Строительство советской системы образования и разработка ее теоретических основ в 1917 — 1945 годах)

Передовое учительство в России в начале 20-х годов XX века раскололось на два лагеря: одни поддерживали большевиков, другие не приняли революцию. Руководство ВУСа призвало учителей бойкотировать советскую школу, но 11 марта 1918 года Совнарком объявил забастовку незаконной и распустил ВУС.

Непосредственное руководство просвещением передавалось Народному комиссариату по просвещению (Наркомпрос), созданному в 1918 году. Во главе школьного дела были поставлены Н.К. Крупская (1869 — 1939) и А.В. Луначарский (1875 — 1933), который возглавлял Наркомпрос до 1929 года.

Совместно с Н.К. Крупской и М.Н. Покровским и др. Луначарский разрабатывал важнейшие теоретические проблемы народного образования, общую стратегию советской школы. Все его работы были посвящены пропаганде коммунистических идей в системе просвещения и воспитания.

Луначарский был сторонником политехнической трудовой школы. Политехнизация школьного образования понималась им как связь образования с жизнью и реальным трудом, как обучение через труд с внедрением в процесс обучения активных методов преподавания (экскурсии, лабораторные и т.п.), как приобщение детей и подростков к общественно полезному труду, знакомство с его видами в школьных мастерских.

Главным идеологом новой школы и Наркомпроса была Н.К. Крупская. Ей принадлежат многочисленные работы по вопросам трудового обучения, политехнического образования, дошкольного и внешкольного воспитания, содержания и методов воспитания и обучения. Еще во время эмиграции (1901 — 1917) она заинтересовалась проблемами школы и педагогики. При ее активном участии в 1920-е годы проводились многочисленные педагогические съезды, конференции, совещания.

Деятельность школы советское правительство решило строить на следующих принципах:

- совместное обучение,

- бесплатность образования,

- гуманное отношении к ребенку,

- детское самоуправление как средство демократизации учебно-воспитательного процесса;

- связь школы с жизнью, с трудом, природой и обществом,

- забота о физическом развитии и здоровье детей,

- политехнизация образования,

- воспитание учащихся в духе коллективизма и интернационализма,

- воспитание в духе коммунистической морали.

Главной задачей новой советской школы выдвигалось воспитание всесторонне развитых и всесторонне подготовленных граждан, которые бы разделяли и защищали идеи социалистической революции.

В 1918 году узаконивалась единая трудовая школа с 9 летним сроком обучения и двумя основными ступенями — первой (5 классов) и второй (4 класса) с совместным обучением. Между ступенями устанавливалась преемственность.

В первые годы советской власти были организованы следующие типы обучения и воспитания:

- школы по ликвидации безграмотности для населения от 0 до 50 лет (ликбезы),

- детские сады-ясли,

- рабочие факультеты (рабфаки) давали среднее образование для молодежи, готовившейся поступать в ВУЗы (с 1919),

Вы здесь: Главная Педагогика История педагогики История педагогики (Лекция №12 — Строительство советской системы образования и разработка ее теоретических основ в 1917 — 1945 годах)