История педагогики (Лекция №7 — Классики западноевропейской педагогики XIX века)

1. Педагогическая теория элементарного образования и трудового воспитания И.Г. Песталоцци.

 

1. «Избавитель бедных. Народный проповедник. Отец сирот. Основатель народной школы. Воспитатель человечества. Человек Гражданин. Все для других. Для себя ничего». Эта надпись на надгробном памятнике И.Г. Песталоцци, сделанная его современниками, помогает сегодня понять духовные основы жизненного подвига великого швейцарского педагога, оценить уникальность его вклада в европейский историко-педагогический процесс.

Гуманист и демократ Иоганн Генрих Песталоцци (1746 — 1827) еще со студенческой скамьи принимает решение служить и помогать своему народу. С юных лет он проникся лекциями прогрессивных профессоров, которые внушали слушателям патриотические идеи и развивавшие мысли о воспитании как основном средстве переустройства общества. Изучал труды французских просветителей, особенно выделял философско-политические идеи Ж.Ж. Руссо и Дж. Локка.

Также повлияла на формирование мировоззрения Песталоцци христианская антропология. В соответствии с христианской традицией, Песталоцци «возвышает» человека и вместе с тем далек от идеализации человеческой природы. «Истинно человеческое», отличающее человека от других живых существ: «ум, сердце, рука» — вызревает в борении с «животным началом». Воспитание призвано помочь этому естественному процессу — «подчинить притязания нашей животной природы нашему духу» — писал И.Г. Песталоцци.

Мысли о бедственном положении народа не покидали его в течение всей жизни. Он признавался в одном из своих произведений: «Я пристрастен в пользу народа, всем сердцем стою за права народа и лелею надежду, что народ не вечно будет в подчинении». Всю свою жизнь он посвятил делу народного образования.

В 1769 г., имея незаконченное высшее образование и некоторый общественно-политический опыт, Песталоцци начинает социальный эксперимент. В купленном на занятые деньги поместье Нейгоф он пытается организовать показательную ферму с тем, чтобы научить местных крестьян рационально вести свое хозяйство. Однако вскоре разоряется.

В 1775 г., он предпринимает новую попытку оказания помощи народу: в Нейгофе открывает приют для сирот и беспризорных детей «Учреждение для бедных». Приют, по его мысли, должен был содержаться за счет заработанных детьми средств, летом в поле, зимой на ткацких станках. Он также обучает детей письму, чтению, счету. Тем самым Песталоцци, одним из первых, стремился осуществить соединение обучения с производительным трудом.

Через некоторое время педагогически запущенные дети, стали неузнаваемы в физическом, интеллектуальном и моральном развитии. Однако приют не смог себя окупить за счет детского труда, а личных средств хватило лишь до 1780 г. С этого момента наступает 18-ти летний период вынужденного перерыва, заполненный литературной деятельностью и практическим подтверждением своих художественно-педагогических идей.

Вы здесь: Главная Педагогика История педагогики История педагогики (Лекция №7 — Классики западноевропейской педагогики XIX века)