История педагогики (Лекция №5 — Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVII — XVIII веках)

Еще одним необходимым условием, обеспечивающим прочность усвоения, являются упражнения в практической деятельности и повторение учащимися пройденного материала. Благодаря этим требованиям учитель видит, какие затруднения испытывает учащийся, как прочно ученик запомнил учебный материал и может ли он его применить на практике. «Пусть в школах, — рекомендует Коменский, — учатся писать, упражняясь в письме, говорить — упражняясь в речи, петь — упражняясь в умозаключениях, и т.д., чтобы школы были не чем иным, как мастерскими, в которых кипит работа».

Для проверки изученного материала Коменский рекомендует учителю проводить в конце четверти и учебного года публичные испытания, на которых в форме соревнования определялись бы наиболее способные ученики.

В иерархии задач воспитания высшие ступени Коменский связывал с непосредственным обращением к внутреннему миру человека, воспитанием его духовности. На каждой возрастной ступени Коменским вводятся определенные этические и теологические представления и правила, нормы поведения, назначение которых — одухотворить внутреннюю жизнь ученика ценностным отношением к людям, к самому себе.

В системе ценностей, необходимых гуманной личности, Коменский выделил «кардинальные добродетели» нравственного воспитания, выношенные в христианской этике средневековья, истоками уходящие в философию Платона и Аристотеля. Это мудрость, умеренность, мужество и справедливость.

Кроме этих добродетелей Коменский рекомендовал развивать в детях скромность, послушание, благожелательность, опрятность, аккуратность, вежливость, почтительность к родителям, трудолюбие.

«Инструментами» (средствами) нравственного воспитания Коменский называл: наставления и беседы с детьми, личный пример родителей и близких людей, организация упорядоченной, разнообразной, нравственно направленной деятельности, борьба с ленью и недисциплинированностью, выработка положительный привычек.

Кладези нравственной мудрости и благочестия для воспитателя и для воспитанника, Коменский считал — священное писание и размышления великих людей. В его педагогической концепции за человеком всегда остается право свободного выбора между добром и злом. В то же время, великий гуманист настаивал, что воспитание призвано, максимально помочь человеку определиться в нравственной позиции, «предохранить молодежь от всех пороков к нравственной испорченности», научить «преодолевать самих себя».

В этой связи и в учении о школьной дисциплине, «искусстве проявлять строгость», у Коменского доминируют установки на самодисциплину, на такую строгость, которая бы пользовалась лаской и обращалась в любовь. Главным, считал Коменский, необходимо создать в школе атмосферу «искреннего и открытого расположения», «господства бодрости духа и внимания учащихся», «любви и радостной бодрости». Тогда не требуется что-либо делать против воли, по принуждению, знания давались бы все самостоятельно и добровольно, а ученики любили и уважали бы своих воспитателей, «охотно позволяли вести себя туда, куда подобает, … и сами к тому же стремились».

Вы здесь: Главная Педагогика История педагогики История педагогики (Лекция №5 — Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVII — XVIII веках)