История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)

Все книги вышли под общим названием «Библия руска выложена доктором Франциском Скориною из славного града Полоцка, Богу ко чти и людям посполитым к доброму научению» (1517 — 1519). Почти в каждой книге автор отмечает: «Я, Франциск Скорина, сын Полоцка, в лекарских науках, повелел Псалтырь печатать русскими словами и словянским языком, к пользе общего блага, наиболее жа по той причине, што меня милостивый Бог с того языка на свет пустил».

В эпоху, когда в литературе господствовал старославянский язык, а в науке — латинский, Скорина начал издавать книги на родном языке — белорусском. Это был исторический момент, потому что, издание и толкование Библии, принадлежало исключительно церкви и считалось ее монополией. Единственным посредником между Богом и людьми был священник. Толь он имел право изучать Библию и просвещать людей на своих проповедях. Скорина, переведя Библию с латинского на родной язык, сделал ее ближе и понятнее для простых прихожан. Он развенчал монополию церкви на единовластное постижение ее основ и сделал возможным обращение людей к Богу без посредников в лице священнослужителей.

Библия Скорины утверждала гуманистические идеи: достоинство человека, уважение к личности, служение родине и ее народу. Библейские сказания, притчи, заповеди звучат в авторской интерпретации по-новому, полны оптимизма и веры. Автор сделал акцент на земное, приближенное к человеку содержание Библии, ее практическую пользу, которую можно извлечь из ее чтения.

Библия Франциска Скорины была не только религиозным, но и историческим, литературным и энциклопедическим изданием. Он рекомендовал ее в качестве пособия по изучению не только «семи свободных искусств», но и географии, истории, медицины, права, этики и философии.

Для изучения каждой науки он рекомендовал определенную книгу: для изучения грамматики — Псалтырь, логики — книгу Иова, риторики — книги Соломоновы, музыки — «Песнь песней», арифметики — книги Моисеевы, геометрии и астрономии — книги Навина.

Франциск Скорина — величайший белорусский просветитель эпохи Возрождения. Он во многом опередил свое время, проповедовал любовь к ближнему, выступал против религиозного фанатизма и нетерпимости. Несмотря на то, что история не сохранила подробностей жизни белорусского просветителя, но время не стерло из памяти его имя, оно донесло до наших дней его книги, дела и мысли.

Большое значение в развитии просвещения и школы на Беларуси имела деятельность Николая Гусовского (1480 — 1540). Он был белорусско-польским поэтом-гуманистом и просветителем эпохи Возрождения. Выступая за расширение идей гуманизма в Европе, он стал носителем новолатинской поэтической традиции.

Получив в Беларуси первоначальное образование, дальнейшие знания черпал в Вильно, Польше и Италии. В 1518 году в составе польско-литовской дипломатической миссии он попадает в Рим, где окончательно сформировалась его творческая индивидуальность. В 1522 году в Риме им было написано лучшее его произведение «Песня про зубра», в котором автор выразил свою идейную и педагогически-просветительскую программу. Его произведения содержательно и идейно отличались от произведений античной средневековой традиции старолатинистов, таких как Цицерон, Вергилий, Гораций и др. Неслучайно автор «Песни про зубра» пишет свое произведение на латинском языке. Являясь языком науки и международного культурного общения, латинский язык, позволял расширить читательскую аудиторию, больше узнать в Европе об истории и культуре Беларуси и Литвы.

Вы здесь: Главная Педагогика История педагогики История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)