История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)

Делилась «Грамматика словенская» на четыре части: орфография, этимология, синтаксис и просодия (правила стихосложения). Этот учебник был призван научить народ грамотно читать и писать. По своему содержанию и предъявлению учебного материала «Грамматика» превосходила «Грамматику словенску» Л. Зизания. В ней наиболее полно и основательно рассматривались законы, формы и правила славянского языка. М. Смотрицкий вознес славянскую грамматику на уровень обоснованной научной теории. Влияние «Грамматики» М. Смотрицкого трудно переоценить. В течение почти полутора веков «Грамматика словенска» М. Смотрицкого была настольной учебной книгой на Беларуси, Украине и в России, а выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов назвал этот учебник «вратами своей учености».

бК числу крупнейших белорусских книгопечатников — просветителей первой половины XVII века принадлежит Спиридон Соболь (? — 1645). Уроженец Могилева он переводил книги с украинского, русского, греческого, латинского, польского на белорусский язык. При поддержке белорусского магната Б. Статкевича и по приглашению игумена И. Труцевича С. Соболь приезжает в Кутеинский монастырь (под Оршей), где создает типографию и издает в 1631 году «Псалтырь», «Букварь», «Молитвы повседневные» и «Счасослов» (1632).

Особое значение из этих книг имел «Букварь», который полностью назывался «Букварь сиречь начало ученiя детем начинающим чтенiю извыкати». Именно С. Соболь впервые употребил слово «Букварь» для учебника по первоначальному обучению грамоте. Образцом для букваря послужила «Азбука» И. Федорова, изданная в Львове в 1574 году. Кутеинский букварь имел 40 страниц, начинался и заканчивался молитвой.

В «Букваре» содержались сведения об ударении, знаках препинания, склонении существительных и прилагательных, причастиях и деепричастиях. Специальный раздел был посвящен христианским заповедям, направленным на формирование высоких моральных и патриотических чувств. По нему учились не только белорусы, но и иностранцы.

Последние годы жизни С. Соболя доподлинно не известны. Видимо, он постригся в монахи. По одним источникам он вступил в могилевское братство, по другим поселился в Киево-Печерской лавре, где вскоре и умер. Однако кутеитская типография, основанная С. Соболем, продолжала существовать еще четверть века.

 

Вы здесь: Главная Педагогика История педагогики История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)