История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)

В братских школах Беларуси и Украины впервые были применены элементы классно-урочной системы. Возникновение, которой пусть и в примитивном варианте относится к опыту работы Виленской братской школы в 1617 — 1619 годах. Деятельность Виленской, и других братских школ, была позднее проанализирована и обобщена великим чешским педагогом Я.А. Коменским, и представлена им в виде основательно разработанной классно-урочной системы, которую он описал в «Великой дидактике».

Известными учителями братских школ на Беларуси и Украине были Лаврентий и Стефан Зизании, Мелетий Смотрицкий, Спиридон Соболь, Леонтий Карпович и др. Учителя братских школ внесли большой вклад в создание первых учебников и ученых пособий. Наиболее образованные учителя работали в Виленской и Львовской главных соборных школах.

Лаврентий Зизаний (1560 — 1634?) был ректором Берестейской (Брестской) братской школы. Он был автором таких произведений, как «Азбука», «Лексис», «Грамматика словенска», «Катехизис Великий». «Лексис» представлял собой новый оригинальный по объему и качеству составления словарь (более 1000 слов), в котором давались сведения из истории, астрономии, географии, биологии, медицины, философии, юриспруденции, педагогических и психологических наук. Много внимания уделялось вопросам обучения и воспитания подрастающего поколения в духе православной веры.

В 1596 году в Вильно Л. Зизаний печатает «Азбуку» и «Грамматика словенску». Славянская грамматика была построена в форме вопросов и ответов, где каждому грамматическому положению давалось толкование на старобелорусском языке. Особенно тщательно разъяснялись греческие термины. «Грамматика словенска» Л. Зизания была широко распространенным учебником и настольной книгой в братских школах на Беларуси, Украине и в России. В составленном им «Катехизисе Великом» Л. Зизаний, не отвергая христианские постулаты, осмелился назвать царствием божьим внутренний мир человека, а самого человека объявил творцом своей судьбы. Произведения Лаврентия Зизания оказали большое влияние на развитие просвещения, культуры и православной веры на территории Беларуси и Украины.

Стефан Зизаний, брат Лаврентия Зизания был проповедником православного братства в Вильно и вел словом, живым и печатным непримиримую борьбу с иезуитами, защищал родную культуру и родной язык.

Примерно в это же время жил и трудился выдающийся славянский ученый-филолог, общественный деятель, педагог — Мелетий Смотрицкий (светское имя Максим Герасимович) (ок. 1572 — 1630). Он родился на Украине в шляхетской семье. После окончания школы и Виленской иезуитской академии слушал лекции в ряде университетов Германии, получил степень доктора медицины. После возвращения из-за границы на родину он стал учителем братской школы в Вильно.

В 1629 году М. Смотрицкий, будучи монахом, назначается на должность полоцкого архиепископа и принимает активное участие в религиозно-политической борьбе против католицизма, пишет полемические трактаты. Однако в конце жизни Смотрицкий покидает родину и уезжает в Киев, а затем в Константинополь, где отрекается от православия и становится униатом.

Наиболее крупным и выдающимся лингвистическим трудом М. Смотрицкого является — «Грамматика словенская» (1619), которая сыграла исключительную роль в развитии просвещения и культуры белорусского, украинского и русского народов.

Вы здесь: Главная Педагогика История педагогики История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)